Выдающийся фотохудожник, наш земляк Максим Петрович Дмитриев (21 августа 1858—15 октября 1948)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дмитриев,_Максим_Петрович

жил и творил в Нижнем Новгороде. На нашем сайте есть юбилейная статья о нём к его 150-летию. Сарову, монастырю «Саровская пустынь» Дмитриев уделял особое внимание. Известно около 40 его фотооткрыток, состоящих из серий «САРОВ», «САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ», «НА ПУТИ В САРОВ». (См. книгу «Открытки Максима Дмитриева из коллекции Льва Тельнова / сост. О. А. Рябов. Н. Новгород, 2007»).

Большинство своих «номерных почтовых открыток» Максим Петрович издавал и переиздавал в своей типографии способом фототипии в Нижнем Новгороде вплоть до Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фототипия

Недавно наш друг, филателист из Первомайска Константин Зайцев, прислал в наше распоряжение знаменитую видовую открытку Дмитриева «Общий вид Саровского монастыря», показанную ниже.

Фото 1 – «Общий вид Саровского монастыря» с северной стороны

Ранее нечто подобное он показывал нам в комментариях к статье «Разгадка загадочного моста» на нашем сайте.

Фото 2 — «Общий вид Саровского монастыря» с северной стороны из собрания К. Е. Зайцева

Надо полагать, все надписи на открытках (фото 1 и 2) совпадают вплоть до номера 288 в правом верхнем углу. Немного не совпадают изображения на открытках: на открытке Константина на переднем плане виден «некий ком земли», — на нашей – нет.

Что необычного на этой открытке? Оказывается, номер 288! В книге О. А. Рябова под этим номером помещена похожая, но ДРУГАЯ открытка Дмитриева. Воспользуемся собранием В. Н. Ганькина, который является на сегодняшний день одним из лучших коллекционеров в Сарове, если не лучшим, открыток М. П. Дмитриева дореволюционного выпуска.

Фото 3 – Открытка Дмитриева под номером 288 из собрания В. Н. Ганькина

Да, именно эта открытка приведена в книге О. А. Рябова на стр. 137!

Покажем её обратную сторону

Фото 4 – Обратная сторона открытки Дмитриева 288 из собрания В. Н. Ганькина 1913 года издания

А что же тогда за вид на открытке К. Е. Зайцева? Оказывается, этот вид Саровского монастыря тоже есть на «настоящей» открытке Дмитриева, но под номером 353 стр. 169 книги О. А. Рябова. В собрании В. Н. Ганькина представлены даже две разновидности этой открытки: 1914 года издания — с номером и 1916 г. издания — без номера. Покажем!

Фото 5 — Открытка Дмитриева под номером 353 из собрания В. Н. Ганькина

Фото 6 – Обратная сторона открытки Дмитриева 353 из собрания В. Н. Ганькина 1914 года издания

Фото 7 — Открытка Дмитриева без номера 353 из собрания В. Н. Ганькина

Фото 8 – Обратная сторона открытки Дмитриева без номера 353 из собрания В. Н. Ганькина 1916 года издания

Что же произошло? Неужели Дмитриев при переиздании начал «путаться» с номерами своих открыток?

Ответ оказался очень интересным! Конечно, НЕТ! Путаницу с номерами устроил московский издатель открыток Дмитриева Карл Андреевич ФИШЕР! Это стало ясно при изучении обратной стороны открытки, показанной на фото 1.

Вот посмотрите!

Фото 9 – Обратная сторона открытки на фото 1

Обратите внимание на надпись в левом нижнем углу. Покажем поближе!

Фото 10 – Надпись означает: «Художественная фототипия Карла Фишера в Москве»

Т. е., говоря современным языком, открытки Дмитриева начали печататься в фотографии Карла Фишера в Москве. Отсюда и путаница с номерами открыток! Эту путаницу первым заметил Константин Зайцев и привёл ещё одну «путанную» фотооткрытку.

Фото 11 – Открытка Дмитриева 288 с неправильным номером 353 из собрания К. Е. Зайцева

Скорее всего, это опять фототипия (фотография) Карла Фишера в Москве, так как техника нанесения надписей в красном цвете требовала продвинутой технологии, что было пока недоступно Дмитриеву в НН.

Несколько слов о самом Карле Фишере. Википедия всегда придёт на помощь.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фишер,_Карл_Андреевич

Карл Андреевич Фишер (1859 — после 1923Москва) — известный фотографпрусский подданный; владелец одного из крупнейших фотографических заведений в Москве «К.Фишер, бывшая Дьяговченко». Член Московского общества любителей художеств (с 1893), один из основателей и член Русского фотографического общества (с 1894), член Совета Московского отделения Русского общества деятелей печатного дела (19051908).

Фото 12 – Карл Андреевич Фишер (1859 — после 1923Москва)

Профессиональную деятельность фотографа Карл Фишер начал в 1878 году в Оренбурге. В 1889 году стал «преемником Придворной фотографии И. Дьяговченко».  Это заведение досталось ему от вдовы Дьяговченко Матрёны Яковлевны. До 1895 года на вывеске значилось слово «преемник», а затем заведение стало именоваться «Фотография К. А. Фишера, бывшая И. Дьяговченко», вероятно в связи с тем, что Фишер выкупил ателье у вдовы. С 1892 года стал «фотографом императорских театров», что ознаменовало последующий творческий расцвет мастера, продолжавшийся два десятилетия.

В 1894 году в Москве было основано Русское фотографическое общество (РФО), Фишер был одним из его основателей, а позднее и председателем (18981907), после чего был удостоен звания почётного члена РФО (с 1907).

После революции К. А. Фишер продолжал работать, хотя ателье его было уже закрыто. Последнее упоминание о Карле Андреевиче относится к 1923 году, когда он передал А. С. Голубкиной имеющиеся у него снимки А. Н. Островского для проекта памятника великому драматургу, впоследствии поставленному в Москве, у Малого театра. Дальнейшая судьба К. А. Фишера неизвестна.

Фотоателье Фишера располагалось на Кузнецком мосту в доме Тверского архиерейского подворья (в д. 11, позже в д. 21/5). В 1892 году Фишер расширил ассортимент услуг, открыв при ателье художественную фототипиюцинкографию и фотолитографию «для всякого рода изданий». В ателье работали фотографы М. А. Сахаров, В. И. Улитин, Д. Р. Вассерман, М. А. Бартошевич, ретушёры К. К. Краузе, А. Т. Трофимов и другие.

Карлом Фишером и его работниками была создана портретная галерея многих деятелей русской культуры рубежа XIX—XX веков. Среди них артисты (М. Н. ЕрмоловаИ. М. МосквинВ. Э. Мейерхольд), писатели (Л. Н. ТолстойЛ. Н. АндреевА. П. Чехов), художники (И. Е. РепинВ. И. СуриковМ. А. Врубель), композиторы (П. И. ЧайковскийС. В. Рахманинов) и многие другие.

Кроме московского, Фишер имел филиал фотографии в Мариинском театре в Петербурге. Ателье Фишера занималось не только портретной съёмкой, но и театральной, архитектурной, хроникальной.

В 1890—1910-х гг. мастера фотографии Фишера достигли значительных успехов в съёмке театральных сцен, представлявших в то время определённые трудности, в связи с несовершенством фототехники. Фишеру удалось сделать снимки спектаклей Большого и Малого театровМосковского художественного театра, Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова и «Оперы С. И. Зимина».

Фишер сотрудничал с Третьяковской галереей, где в 1898—1913 пользовался преимущественным правом на изготовление фотографий. По особой договорённости с дирекцией в здании галереи он имел комнату-магазин для продажи по контракту фотографий её экспонатов, к 1900 году его фотоателье завершило съёмку экспозиции всех залов музея.

Также ателье Фишера регулярно выполняло заказы Императорского Московского археологического общества (ИМАО) по съёмке археологических и реставрационных работ. Несмотря на такое сотрудничество, единственным мастером, удостоенным звания фотографа ИМАО остался И. Ф. Барщевский.

Ателье Фишера просуществовало более двадцати лет и было закрыто в 1915 году.

Деятельность К. А. Фишера как издателя каталогов, открыток, альбомов фотографий очень обширна и содержит много новаторства. С 1890-х годов в журналах «Нива», «Всемирная иллюстрация», а также в фотоальбомах публиковались хроникальные снимки московских событий, выполненные Фишером и его фотографами. Среди них можно отметить ежегодные войсковые парады, открытие памятника императору Александру III и другие исторические события того времени. Тогда же появились бланки открытых писем с видами городов России, архитектурных памятников, театральных спектаклей, портреты выдающихся деятелей России. Фишер издавал фотоработы не только своего ателье, но и других авторов, среди которых были А. О. КарелинМ. П. Дмитриев, (выд. Ал. Д.) С. А. ТолстаяВ. Г. Чертков.

Карл Фишер первым в России начал выпускать фототипные издания каталогов и альбомов экспозиций музеев и периодических художественных выставок. Среди прочих изданий можно отметить альбом «25-летие Товарищества передвижников. 1872—1897» (1899), «Каталог художественных произведений Городской галереи П. и С. Третьяковых» (1899), «Иллюстрированный каталог картинной галереи Московского публичного и Румянцевского музея».

После смерти Л. Н. Толстого в 1910 году фотограф по инициативе и при содействии вдовы писателя — Софьи Андреевны — издал несколько памятных альбомов фототипий, в которых были собраны почти все прижизненные снимки писателя, портреты его родных и знакомых.

Для массового потребителя Фишер предлагал огромное количество открыток с видами московских улиц, храмов, соборов и других достопримечательностей. Для театралов им печатались открытки с портретами артистов императорских театров и сценами из спектаклей.

 

Таким образом, можно заключить, что Максим Петрович вполне осознанно вышел на крупнейшего фотоиздателя К. А. Фишера. Это и расширение рынка своих открыток на Москву, и улучшение качества их печати.

Ну, а небольшая путаница с номерами открыток – это лишь интересная загадка для краеведов-коллекционеров, которую, смеем надеяться, мы с вами сегодня разгадали…  🙂

 

 

Алексей Демидов, февраль 2017 г.

Просмотров: 890

К этой записи 21 комментарий

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Хотел больше показать открыток Дмитриева в исполнении фототипии Карла Фишера в Москве (благо собрание открыток В. Н. Ганькина позволяет), но потом решил не перегружать материал… 🙂

  • К.Зайцев:

    Не могу согласиться полностью. Здесь много спорных моментов. И не думаю, что виноват в этой путанице Фишер. Все таки это » дело рук» Дмитриева. Если посмотреть его Каталог, то там есть и повторные номера одних и тех же открыток и пропуски номеров. Думаю, главным для него был выпуск открыток, а не их классификация.
    Что касается выпуска открыток у Фишера — это, как я думаю, связано с тем, что у Фишера это дело было поставлено на поток и в итоге себестоимость открытки была значительно ниже, чем делать самому. Да и экономия времени была значительной.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Костя! Про какой Каталог открыток Дмитриева Вы говорите? Таковой мне не известен…
      Если Вы имеете ввиду книгу Рябова, то она ни в коем случае Каталогом не является! Это иллюстрация собрания Льва Тельнова. А пропуски номеров открыток в этой книге просто потому, что их НЕТ в коллекции Льва Тельнова!

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        По идее ЛЮБОЙ НОРМАЛЬНЫЙ издатель, выпуская открытку с номером, первый экземпляр должен оставлять себе для контроля прежде всего своих авторских прав. Думаю, Дмитриев так и делал! Но мы знаем, что случилось с его архивами! Их просто незаконно отобрали у него при советской власти. Где эти архивы сейчас — ВОТ ВОПРОС! Найти бы его полное собрание открыток…

      2. Валерий Валерий:

        Книгу Рябева вполне можно считать каталогом (а не какой-то иллюстрацией!) открыток Дмитриева.
        В коллекции Тельнова есть практически всё! По его словам у него нет лишь 3-4-х ненумерованных открыток (одна из них по нашей теме — Понетаевская). А ему нет оснований не доверять — он лично знает наследников Дмитриева и приобретал у них открытки в свою коллекцию. У него есть даже прижизненный портрет Дмитриева. А самое интересное, он сверял свою коллекцию с КАТАЛОГОМ открыток, составленным при жизни Дмитриева и, видимо, при его участии! Я попросил нашего общего с ним знакомого при случае выяснить, что это за каталог, был ли он издан и когда. Но, в любом случае, можно при желании и самим полазить по Интернету — может, что и найдётся! Флаг вам в руки!

      3. К.Зайцев:

        Есть Две книги, которые можно считать Каталогом открыток Дмитриева.
        1) Это О.Рябова. И хотя он не называет свое издание каталогом, но это наиболее полное ИЛЛЮСТРИРОВАННОЕ собрание открыток Дмитриева.
        2) «Каталог открыток фотографа М.П.Дмитриева» авторы В.Машковцев и Л.Тельнов. Издание 2009 года. г. Владимир. К сожалению, в нем мало иллюстраций, но имеется слабая попытка описать разновидности. Я разговаривал по этому поводу с Львом Гавриловичем. Он мне пояснил, что там описаны ТОЛЬКО те разновидности, которые имеются в его коллекции.
        По этим Каталогам я и ориентируюсь по открыткам Дмитриева.

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Костя! У Вас есть в электронном виде «Каталог открыток…» В. Машковцева и Л. Тельнова 2009 года!?

          Вышлите мне, пожалуйста!

          Валера! Что это за «КАТАЛОГ открыток, составленный при жизни Дмитриева и, видимо, при его участии»!?
          ДАВАЙ В СТУДИЮ! 🙂

          1. Валерий Валерий:

            Специально для особо внимательных цитата из моего поста:
            «…Я попросил нашего общего с ним знакомого при случае выяснить, что это за каталог, был ли он издан и когда…»
            Когда он выяснит, тогда и дам! Ну а пока (ещё цитата):
            «… можно при желании и самим полазить по Интернету — может, что и найдётся! Флаг вам в руки!»

          2. К.Зайцев:

            В эл. виде нет (и не видел, что такой существует), но я покупал его у автора-издателя Машковцева. Он есть в продаже.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Валера! Нам не нужен якобы Каталог «автора-издателя Машковцева» в натуре…
    Будешь у Константина Евгеньевича в очередной раз, не сочти за труд, пересними …

    1. Валерий Валерий:

      Переснял сегодня у своего (и Тельнова) саровского знакомого ту часть книги Машковцева, в которой упоминается Саров и Дивеево. Привожу здесь фото оглавления, остальное — тебе на эл.почту. Порасспрашивал его ещё про старый каталог Дмитриева. Он уточнил, что это был не изданный каталог, а рукописный — самого Дмитриева.

      1. Валера! Жутко интересно!

        Ты — БОЛЬШОЙ МОЛОДЕЦ!!! 🙂

        Работаем дальше!

  • Валерий Валерий:

    Обратил внимание в своих закромах на такое старое паспарту ателье Фишера

    1. Валерий Валерий:

      И понял — это же одно лицо с самим Фишером

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Валера! Похожи ТОЛЬКО УСЫ! 🙂

        Рад твоей находке, но не могу согласиться, что «это же одно лицо с самим Фишером»!

        «УШИ РАЗНЫЕ»!!! 🙂

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Не могу не рассказать одну смешную историю на проходной нашего КП…
          Смотрит на фото моего пропуска солдатик и заявляет, что это не моё фото… Мол, не пропущу! «Зови офицера»! — говорю…
          Приходит старший по званию и начинает изучать моё фото и мой «фэйс»… Затем как засмеётся! Смотри, говорит солдатику: «На фото и у «задержанного», то бишь у меня — «уши разные», то есть неодинаковые! Эта физическая особенность подтверждает, что на фото и перед нами — один и тот же человек»! Проходите, товарищ! 🙂

          Долго потом я стоял перед зеркалом и смотрел, чем мои уши отличаются друг от друга… 🙁 Так и не понял… 🙂

          А ты, Валера, утверждаешь, что одно лицо! А уши-то у лиц — РАЗНЫЕ! 🙂

          1. Валерий Валерий:

            Ну не знаю. Я, конечно, не криминалист, но… Глаза, нос, губы, форма лица — ну очень похожи. Да и общая форма и мочки ушей тоже. Есть небольшое различие по центру, но оно может быть кажущимся из-за различного угла освещения.

    2. Валерий Валерий:

      А вот обратная сторона

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Посмотри, Валера! Ухо у настоящего Фишера в верхней части «треугольником», а твоего «мэна» — «полукруглым домиком»! В этом — разница!

  • Валерий Валерий:

    Может и так, но я и говорил, что отличие незначительное и может быть обусловлено разным освещением. Тут надо по какому-нибудь другому признаку идентифицировать. А лучше бы проконсультироваться с каким-нибудь экспертом в этой области.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Валера! Всё равно интересно!Если даже ты не прав! Молодец!
      Давай из своих «закромов» ещё чего-нибудь на обсуждение! 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>