На «Книжную полку» нашего сайта поставлена новая старая книга — сочинение первоначальника Иоанна «Сказание о обращении раскольников заволжских». Благодаря этому сочинению, полное название которого “Сказание о обращении раскольников заволжских, монаха Филарета с прочими монахи и бельцы, и о строении у них тамо церквей Божиих и обителей” мы в основном и знаем об общении Первоначальника со старообрядцами.

Точное время написания этого сочинения неизвестно, можно лишь утверждать, что оно было написано позднее другого сочинении Первоначальника — “Сказания о первом жительстве…”, поскольку “Сказание о первом жительстве” упоминается в “Сказании о обращении…”. (“Сказание о первом жительстве”, по нашей оценке, написано в период с 1710 по 1712 годы). В то же время Н.И. Субботин отмечал, что “Сказание о обращении” по-видимому было написано не позднее 1712 года, так как фигурирующий в нем будущий Нижегородский епископ Питирим назван строителем Переславского Никольского монастыря, а с 1712 года он уже был в нём игуменом[1].

Рукопись Иоанна хранилась в монастырском архиве и была известна ограниченному числу лиц из саровской братии. Честь ввода этого сочинения Иоанна в научный оборот принадлежит игумену Павлу Прусскому. В 1873 году он побывал в Саровской пустыни, познакомился с рукописью и чрезвычайно ею заинтересовался. С разрешения настоятеля с рукописи была сделана копия. Первым, кто поработал с этой рукописью, был студент Санкт-Петербургской Духовной академии Н. Сахаров. В 1874 году в журнале “Православное обозрение” он опубликовал комментированный подробный пересказ “Сказания о обращении”[2]. Вскоре был напечатан и сам оригинал[3]. Именно эта публикация 1875 года сейчас нами оцифрована и выложена на «Книжной полке».

Чем же привлекла историков раскола пролежавшая более полутора веков в монастырском архиве рукопись? Вот что написано в редакционном предисловии “Братского слова” к “Сказанию о обращении”.

Доселе ничего не было известно ни о самом этом сочинении, ни о трудах его автора в деле просвещения именуемых старообрядцев, равно как о других лицах и событиях из истории раскола первой четверти XVIII столетия, сведения о которых содержатся в сочинении. (…)

            Деятельность иеросхимонаха Иоанна представляет нам с другой стороны замечательный (особенно для своего времени) и вместе поучительный пример того, как нужно действовать проповеднику истины среди зараженных расколом, чтобы пробудить в них эти зачатки обращения, — чем он прежде и больше всего может расположить их к общению с церковию: первое необходимое к тому условие она указывает нам о христианской любви и кроткой снисходительности к заблудшим. Все отношения иеросхимонаха Иоанна с старообрядцами и особенно его беседы с ними запечатлены этими высокими качествами, редкими особенно в его время между известными нам деятелями противу раскола. И он сам и его сочинение представляют в этом отношении, можно сказать, исключительное и в высшей степени отрадное явление в православной полемике против раскола XVII и первой половине XVIII столетий.

В “Сказании о обращении” описание событий занимает не главное место. Основу книги составляет изложение полемических бесед автора со старообрядцами Иваном Корелиным, монахом Филаретом, Иваном Дмитриевым. Здесь Иоанн демонстрирует свою начитанность и знакомство с богословской литературой своего времени; многие аргументы, по отзывам вышеуказанных специалистов, были взяты им из полемических книг, направленных против идеологии старообрядчества[4]. К сожалению, наших знаний не хватает, чтобы сейчас оценить Иоанна как богослова-полемиста, поэтому нас больше в его сочинении интересует фактическая сторона его многолетнего общения с заволжскими раскольниками. Кроме того, оказалось, что данное сочинение является чуть ли не единственным известным источником по истории возникновения поселений на месте бывших старообрядческих скитов, в которых побывал в начале XVIII века первоначальник Иоанн. (Статья об экспедиции по этим местам есть на сайте).

[1] Субботин Н.И. Основатель Сарова — обличитель и просветитель раскола // Душеполезное чтение. 1903. №№ 10-12.

[2] Сахаров Н. Из истории борьбы православия с расколом. Миссионерская деятельность первого основателя Саровской пустыни о. Исаакия, в схиме Иоанна, среди раскольников в Нижегородской области в 1700-1703 годах // Православное обозрение 1874. № 11, стр. 648-683; № 12, стр. 765-791.

[3] Иоанн (иеросхимонах), Сказание о обращении раскольников заволжских // Братское слово. 1875. № 3, стр. 359-552.

[4] Братское слово. 1875. № 3, стр. 362.

Критические заметки о второй и третьей книжках “Братского слова” // Христианское чтение. 1875. № 12, стр. 674.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>