Сначала немного из предыстории нахождения военизированной охраны в монастыре. Саровская Пустынь владела значительными ценностями в самом монастыре и обширными землями в округе, которым временами требовалась охрана, в том числе вооружённая. Началась такая практика ещё в 18 веке и продолжилась в 19в. Желающие могут ознакомиться с подробностями этого в докладе М.Е.Кувановой «Военная охрана Саровской пустыни. Уваровские чтения – V. Материалы научной конференции 14-16 мая 2002 г. Муром, 2003, стр.148-150». Приведу краткие выдержки из него.
«В 1780г. … Пахомий (настоятель монастыря – прим. авт.) направил прошение его преосвященству Иерониму с просьбой передать это прошение “в Государственную военную коллегию с требованием, дабы она благоволила в нашу пустынь для остережения разбойничьих нападений откомандировать из Владимирского батальона одного унтер-офицера и шесть рядовых солдат”. … Уже через месяц было предписано выслать “из ближайшего к оной пустыни гарнизона” одного офицера и шесть рядовых инвалидов. … “В это самое время или после привезены в пустынь пять (по другим источникам — шесть – М.К.) чугунных пушек пудов по шести, кои, как говорит устное предание, поставлены были на лафеты на оконечности горы, близ северозападной башни, жерлами к большому мосту, что на реке Сатисе, и что им воям из тех пушек каждодневно делалось по два выстрела в день утром и вечером”. … Команда пробыла в Сарове до 1797 г.».
     Но этим дело не ограничилось – далее там же читаем: «В 1817 г. настоятель Нифонт вынужден вновь прибегнуть к помощи военной охраны. … Делу был дан ход, и в 1818 г. по предложению министра духовных дел и народного просвещения А.Н.Голицина и по указам императора и святейшего Синода в Саровскую пустынь была назначена команда также из шести рядовых и одного офицера. … С 1 января 1849 г. должно было “перечислять на счет Духовного Ведомства довольствие на старость инвалидов, а их самих содержать за свой счет”. Условия оказались невыгодными, и было принято решение отказаться от караула. Инвалиды выбыли из пустыни в апреле 1849 г. Впоследствии Саровская пустынь уже не прибегала к помощи военных для охраны обители». На этом доклад заканчивается.
     Однако, как выясняется, отказ от услуг караула если тогда и был, то не сразу. В недавно найденной книге «Военно-статистическое обозрение Российской Империи. Том 13. Часть 1. Тамбовская губерния. СПб, 1851» в приложении в таблице 5 «Караулы и посты, содержимые в губернии» приведены сведения по Темниковскому уезду. Из таблицы следует, что на 1851 год в Саровской пустыни был уже не один, а аж два поста (караула) из 8 человек – к одному унтер-офицеру и шести рядовым добавился один ефрейтор (видимо, нужен был старший на втором посту) – см. стр.20,21.

    Сколько времени просуществовали эти два поста – неизвестно, но, видимо, недолго, т.к. других сведений о них найти не удалось.
    Но всё это о военных в монастыре, а как было дело с полицией? Вопрос со временем появления в Саровской Пустыни постоянного полицейского поста ещё подробно не изучен. Скорее всего он был создан в монастыре уже гораздо позже, в конце 19 – начале 20 века в связи с подготовкой к торжествам по канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году. Ожидалось большое стечение народа с присутствием высокопоставленных особ, и постоянное присутствие правоохранительных органов было просто необходимо.
   Многим может показаться, что полицейская служба в монастыре Саровская Пустынь была чуть ли не синекурой. Действительно, ну какие серьёзные проступки могут быть у монашествующих. Ну если только их поведение, связанное с нарушением устава монастыря. С таким обычно справлялись собственными силами. Ну и мелкие правонарушения среди паломников. Но не всё так благостно! Если есть большое количество приезжих, то всегда находятся те, кто рассчитывает поживиться за их счёт. И чем больше приезжих, тем больше соблазн.
   В журнале «Русский вестник» в номерах №№7,8 за июнь-июль 1903 года (т.е. непосредственно перед торжествами по канонизации преподобного Серафима Саровского)  опубликован малоизвестный в наше время очерк Путника (Н.Лендера) «Поездка в Саровскую пустынь (путевые очерки)». В нём приведён разговор с крестьянкой с мельницы (“мельничихой”) близ Кремёнок, свидетельствующий о непростой криминогенной обстановке вокруг Сарова – так называемые “галахи” не ограничивались воровством, дело доходило и до убийства. Желающие могут прочесть это в первоисточнике – см. стр.256,257.


    Не удивительно поэтому, что за Саровской пустынью был установлен отдельный полицейский надзор. В «Адрес-Календаре Тамбовской губернии на 1910 год. Тамбов, 1910» приводятся сведения о полицейском надзирателе Саровской пустыни (Темниковского) уездного полицейского управления – “отст(авной) майор Дмит(ий) Григор(ьевич) Дембровский” (курсивом в скобках дана предполагаемая автором расшифровка сокращений) – см. стр.101.

     Со временем дело стало доходить и до убийства полицейских. В «Книге Русской Скорби. Том VII. СПб, 1911» (не могу удержаться от того, чтобы привести красочную обложку книги) описан трагический случай, произошедший с городовым Саровской пустыни Петром Васильевичем Нестеркиным.
“15-го июля 1907 года, часов в 11 ночи, по направлению к источнику Св. Серафима, шел обход из городовых и урядника, вооруженных берданками. Встретив на глухой дороге, недалеко от источника, четырех подозрительных лиц, слишком поздно возвращавшихся оттуда, чины полиции хотели было их задержать. Но те быстро открыли огонь по обходу и разбежались в разные стороны, продолжая стрельбу. Одним из этих выстрелов был тяжело ранен в живот Нестеркин. … Из четырех разбойников, благодаря страшной темноте и густоте обступающего дорогу векового леса, удалось задержать лишь одного. … Городовой Нестеркин через три дня в страшных мучениях скончался в Саровской больнице. … Торжественно, в присутствии всех чинов полиции, похоронили его. … Он родился в 1871 году в селе Жегалове. … После покойного осталась вдова и двое детей“ – см. стр.53,54.

©2020, В.Н.Ганькин
При написании материала использованы документы с сайта НЭБ – Национальной электронной библиотеки.

К этой записи 6 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Цитата:
    «… поступил в городовые в Сарово в 1903 году».

    Т.е. поступил в посёлок при монастыре с названием САРОВО!

    Очень любопытно, и многое объясняет! Например, наградные жетоны Фаберже после Торжеств 1903 года!

  • Валерий Валерий:

    Каким образом объясняет?
    Цитата из очерка Путника: «Теперь так много богомольцев едет, все в Саров и из Сарова» и далее: «Недавно около Сарова зарезали богомольца». А это что объясняет?
    По-моему, только одно — что не было ни устоявшегося сокращённого названия монастыря, ни другого официального названия, кроме как Саровская пустынь. Поэтому все сокращали это название как кому взбредёт в голову.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Кто оплачивал работу Городового, кто его содержал, кто платил за его жильё?
      Конечно Церковь не была отделена от Государства, но бюджет Монастыря и Полиции были разделены! Если его содержали на бюджет Полиции, то это просто подтверждает наши почтовые исследования, что первое название посёлка при Монастыре САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ. Сокращённо САРОВ или САРОВО! Тогда всё сойдётся! Ведь почтово-телеграфная служба при Монастыре в 1903 году была организована Тамбовским Губернатором не на деньги Монастыря!

      1. Валерий Валерий:

        Какие ваши исследования? Ещё никто не представил хоть один дореволюционный официальный документ ни о существовании гражданского посёлка на землях Саровской пустыни, ни о названии Саров (везде в официальных документах, в т.ч. на топографических картах, только Саровская пустынь), ни о источниках содержании полицейского поста. А как видно из этого материала — монастырю ранее предлагалось содержать воинскую инвалидную команду за свой счёт. Точно так же могло быть и с полицейскими.
        А почтово-телеграфная служба при монастыре первоначально была организована почти наверняка на деньги монастыря (ну или, в крайнем случае, епархии) — см. статью на этом же сайте «Почтовое отделение в Саровском монастыре – Годы после открытия». Там в частности приведена такая выдержка из статьи Степашкина в ГК:

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Иногда при изучении истории Саровского монастыря и посёлка Саровская пустынь при нём надо ПРОСТО ВКЛЮЧАТЬ МОЗГИ!

          Неужели можно представить, что Тамбовский Губернатор, отвечающий за БЕЗОПАСНОСТЬ ЦАРЯ на ТОРЖЕСТВАХ 1903 года, привёз почтово-телеграфную команду из ТАМБОВА в количестве ТРИДЦАТИ ЧЕЛОВЕК и содержал её на деньги МОНАСТЫРЯ!?

          ТОРЖЕСТВА ПРОШЛИ НА ВЫСОЧАЙШЕМ УРОВНЕ БЕЗ ОСЛОЖНЕНИЙ!

          Уже после Торжеств, когда был демонтирован телеграф, при обслуживании почтового отделения в Сарове действительно было оставлено ТРИ ЧЕЛОВЕКА на бюджете Монастыря…

          Что тут непонятного!? 🙂

          1. Валерий Валерий:

            Слова, слова, слова. Где хоть один ДОКУМЕНТ?!
            И телеграф, кстати, после торжеств никто не демонтировал — по всем ДОКУМЕНТАМ как было почтово-ТЕЛЕГРАФНОЕ отделение, так и осталось — см. статью «Почтовое отделение в Саровском монастыре – Годы после открытия» на этом сайте http://sarpust.ru/2020/05/pochtovoe-otdelenie-v-sarovskom-monastyre-gody-posle-otkrytiya/.
            После торжеств по сведениям Подурца (см. фото) и Мавлихановой была демонтирована ТЕЛЕФОННАЯ связь. А это не одно и то же.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>