Авторы: А.М. Подурец и В.Ф. Кузнецова
Письмо позвало в дорогу… Этот советский газетный штамп пришёл в голову, когда ясным воскресным утром наша небольшая экспедиция из трёх человек выехала в село Илёв Вознесенского района. Письмо, о котором идёт речь, было получено администратором сайта «Саровский краевед» от Татьяны Куракиной. В нём она рассказала о прадеде её мужа — Николае Михайловиче Бухтееве (1867-1941), с 1903 по 1906 годы работавшем на Илёвском металлургическом заводе управляющим. К письму прилагались интереснейшие фотографии тех лет, на некоторых из них был запечатлён большой красивый дом, в котором жила семья управляющего. Нам захотелось отыскать какие-нибудь следы этого дома, хотя мы и понимали, что шансы наши невелики.
Описание этого дома уже встречалось нам в романе Бориса Константиновича Зайцева «Тишина» из автобиографической тетралогии «Путешествие Глеба». Отец писателя в 1895-1897 гг. работал управляющим на Илёвском и Балыковском заводах, и в основу романа легли детские воспоминания.
Из Тамбовской губернии передвигались в Нижегородскую, ехали ночь, ехали день… Нежно-печальная заря млела за болотом и чуть распустившимися березами, когда мелькнули впереди огоньки. Кучер подбодрился — и по гати, по тряским бревнышкам поднял тройку на рысь — мать с Глебом подпрыгивали на подушке, все равно, слава Богу — Илёв. А через несколько минут катили уже слободою. Слева парк, справа нежно-сладостное, розовое зеркало озера. Тарантас подкатил к огромному дому, лакей выскочил из освещенных дверей [1].
Илёвский пруд
Упоминания дома рассыпаны и по другим страницам романа, действие которых разворачивалось в Илёве.
У отца оказалась наверху чуть ли не целая квартира — комнаты невысокие… Окна выходили в парк.
Нижний этаж… зала огромная и гостиная немалая.
Он бродил в парке, недалеко от дома. Через три минуты был уже на террасе.
В балконной двери отец подошёл к Глебу…
Так что в огромном этом доме Глеб оказался в одиночестве.
Дважды дом назван огромным. Неужели в Илёве не осталось от него никакого следа?
Дорога в Илёв, хотя идёт уже не по гати, ужасна, и надо признать, что в этом нет ничего необычного. Село постепенно вымирает, его центр сейчас практиччески свободен от построек, хотя, как мы узнали, раньше тут шумел базар, стояла больница, клуб, другие общественные учреждения. Во времена завода Илёв был значительным населенным пунктом, в 1859 году здесь жили 3053 человека (4-е место в Ардатовском уезде). Сейчас здесь нет даже школы, в 2009 году в селе числилось 228 жителей.
Поиск, поиск…
Первыми привлекшими наше внимание руинами были остатки кирпичного фундамента сравнительно небольшого дома. Мы поняли, что тут дом управляющего находиться не мог. И, как потом выяснилось, здесь был дом священника, а место называется поповский дом.
Руины поповского дома
А вначале, как назло, спросить было не у кого, потому что за первые полчаса прогулки по Илёву мы не встретили ни одного человека. В центре села сохранилась старая липовая роща, похожая на бывший парк, и мы поняли, что если искать остатки дома, то вероятнее всего — около парка или в самом парке. В парке стоит полуразвалившаяся деревянная постройка. Но потом нам рассказали, что это сгоревшая больница, построенная уже в советское время.
Сгоревшая больница в парке
Хоть и прошло больше ста лет, но кучки шлака в Илёве можно встретить почти повсеместно
На северной окраине парка заметны неровности — ямы, бугры. Под травой видны битые кирпичи. По-видимому, тут находилась некая большая постройка. Дом управляющего? По буграм и ямам шагами прикинули размеры постройки – около 30 метров длина по фасаду с запада на восток и метров 12 в ширину. Очень похоже на то, что мы ищем. Судя по старым фотографиям, фасад дома управляющего выходил на юг, к парку.
Парк. Вид с северной стороны
Остатки дома управляющего
Мимо шёл молодой человек с собакой. Даже явное недружелюбие собаки не помешало нам подойти и попытаться что-нибудь у него выяснить. Так и есть! Сам молодой человек не помнит, но по рассказам людей старшего поколения, здесь стоял барский дом, да и сам парк местные жители называют барским садом. Когда и как дом был уничтожен, парень не знал.
Значит, место дома мы нашли!
Середина дома. Здесь, видимо, и была терраса, на которой сделано больше всего снимков
На террасе дома
А вот старинные фотографии, на которые мы рассчитывали в поиске, нам не помогли. Ни зимняя фотография, где в конце аллеи просматривается силуэт алтарной части церкви, ни летняя, на которой дети (Ия и Дий) сфотографированы тоже на аллее, возможно, на той же самой, но с другой стороны. Эти ракурсы нам найти не удалось — аллеи в парке не сохранились.
В перспективе аллеи просматривается силуэт церкви
Ия и Дий в парке. Май 1904 года
Перед отъездом домой мы зашли в магазин, и там нас ждала удача. Во-первых, в магазине можно было купить свежее и дешёвое деревенское молоко, а во вторых там мы застали 90-летнюю жительницу Илёва Анну Ивановну (тётю Нюру) Колповскую, которая вместе с находившейся там же значительно более молодой Марией Михайловной Игошиной кое-что нам рассказали.
По воспоминаниям Анны Ивановны в 1931 году село постиг большой пожар (в [2] указано, что пожар был в 1930 г.), сгорела значительная часть села, в том числе школа. После пожара для того, чтобы построить новую школу, разобрали барский дом и церковь на кладбище (оказывается, в Илёве было две церкви). Таким образом, каменная школа в Илёве построена из кирпичей дома управляющего завода. Сейчас это здание пустует, только в одном его крыле вроде бы работает фельдшерский пункт.
Центр села. Здесь когда-то проходила дорога
Здесь раньше была базарная площадь. Сейчас памятник погибшим в войне и почта
Школа
Схема расположения объектов в Илёве
Под конец мы решили ещё посетить место самого завода. Похоже, что судьба Илёвского завода повторяет судьбу завода Верхнеунженского: местные жители превратили остатки заводских построек в карьер по добыче полезных ископаемых. Тут добывается щебень и таинственное вещество под названием пыс. Насколько нам удалось понять, пыс или лёгкая земля – это мелкодисперсные сыпучие шлаки, которые смекалистое население использует в качестве утеплителя.
Остатки металлургического завода. Ныне карьер по добыче щебня и вещества пыс
Ну что же, цель экспедиции достигнута – мы определили место, где находился огромный дом управляющего Илёвского завода.
С чувством легкой печали, которая всегда сопутствует посещениям нижегородских сёл и деревень, мы покинули Илёв.
[1] Зайцев Б.К. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Русская книга, 1999, стр. 180.
[2] На земле Вознесенской. Вознесенское – Арзамас, 2009.
Алексей Михайлович! Обознач на фото сверху ПОЧТУ, пожалуйста!
Она работает?! Какой адрес почты? Можно туда написать?
На этот дом как на почту указал кто-то из местных жителей. Вывески на нем нет, и мы близко не подходили.
Материал очень интересный!
Про церковь и колокольню ничего не узнали? Вроде — «в лесах»? Кто восстанавливает? Есть ли батюшка? Сколько прихожан?
Церковь действует, хотя трапезная в руинах. В какой-то приведенной в порядок части здания проводятся службы. Внутрь мы не заходили.
«…когда ясным воскресным утром наша небольшая экспедиция из трёх человек выехала в село Илёв Вознесенского района.»
Надо сразу указать ДАТУ, чтобы потом не вспоминать! 🙂
Очень интересно. Спасибо.
Огромное спасибо от потомков Н.М. Бухтеева. На наш взгляд это пример дела, сделанного быстро и хорошо. Один вопрос: где размещался завод? Судя по карте позади дома проходила дорога, наверное оттуда и стреляли в Николая Михайловича.
Завод не попал на карту. Он к югу от церкви. Видно, что к низу карты сходятся две дороги, вот в этой точке и был завод, ниже дамбы пруда, на правом берегу реки Илёвки.
А к северу от дома сейчас чье-то домовладение и огород. Но на этом огороде, по вспашке, видно много битого кирпича. Возможно, раньше на этом месте располагались какие-то постройки. Может быть, относившиеся к дому управляющего, хозяйственные.
В книге «Ардатовский край:прошлое и настоящее», сост.Л.В.Гладкова, Ал.В.Седов.-Н.Новгород,2000 при описании событий первой русской революции в Ардатовском уезде, к которому относился Илев, говорится о волнениях рабочих.»В 1905 г.рабочие Илевского завода дважды покушались на директора Бухтеева; стреляли в окно его кабинета» (стр.30)
На фото где памятник погибшим в войне это не почта,это клуб сейчас не работающий. Почта находится левее.