Сто лет назад, в 1912 году, завершил свою деятельность Балыковский железоделательный горный завод. Просуществовал он немного, около сорока лет. Но его становление и развитие было связано с целым рядом талантливейших и даже гениальных имен предпринимателей, промышленников, инженеров и изобретателей, внесших выдающийся вклад в развитие производительных сил дореволюционной России. А проблемами его закрытия занимались известные государственные деятели и лично царь Николай II.

1. Развитие сети заокских чугуноплавильных и железоделательных заводов Замосковного горного округа

Сеть заокских чугуноплавильных и железоделательных заводов Замосковного горного округа начала развиваться усилиями братьев Андрея и Ивана Баташовых, которые первыми стали вести разработку залежей железной руды в нашем крае и заложили в 1766 году Выксунский железный завод.

Фото_1-В цехе  Выкунского завода

В цехе Выксунского завода

Руда в нашем крае залегала в форме линз на небольших глубинах и до нее добирались путем искапывания “дудок” – специальных колодцев. Пробные плавки местной необожженной руды давали от 48 до 60 % чугуна, что показало ее пригодность к промышленной переработке.

Поэтому братья Баташовы продолжили развитие сети своих заводов и построили Велетьминский (1770 год), Железницкий — Дощатинский (1779 год), Пристанский (1779 год), Верхнеунженский (1783 год), Вознесенский (1784 год), Сноведский (1784 год), Мердушевский (1791 год), Верхнежелезницкий (1800 год), Вильский — проволочный (1803 год) заводы.

Примеру братьев Баташовых в нашем крае следовали и другие предприниматели.

Так, в 1772 – 1774 годах, коллежский асессор, член Дворцовой канцелярии Рознатовский на речке Илёвке (приток реки Сармы) построил Илёвский горный завод с двумя доменными печами, четырьмя кирпичными горнами, шестью молотами при двух прудах Верхнем Илёвском и Нижнем Запасном. Правда, в 1776 году, этот завод был куплен теми же братьями  Баташовыми.

Александр Николаевич Карамзин, сын знаменитого историографа и писателя, ставший в 1827 году по наследству владельцем больших пространств лесов, пахотной земли, лугов и выгонов в нашем крае, нашел на своей земле (между современными ст.Берещино и городом Первомайском) железную руду и 30 июля 1853 года открыл Ташинский горный завод.

Отмена крепостного права в 1861 году заставила Кулебакского помещика Фёдорова искать новые формы эксплуатации свободных крестьян. Используя опыт соседних Выксунских заводов, Фёдоров вместе с выксунским купцом Бородачёвым решили на местных рудах в Кулебаках построить горный завод. Летом 1866 года в Кулебаках начала работать небольшая доменная печь — этот момент считается датой основания Кулебакского металлургического завода. В 1872 году из-за нехватки ресурсов для производства, завод был продан братьям Аманду Егоровичу и Густаву Егоровичу Струве, в тот момент стоявшим во главе Общества Коломенского Машиностроительного завода. Усилиями братьев Струве в 1877 году на заводе начал действовать первый в России бандажепрокатный цех, который изготавливал бандажи для паровозов и вагонов Коломенского Машиностроительного завода. Кроме этого на Кулебакском заводе было освоено производство сортового и листового проката, который шел на строительство пароходов и барж, также изготавливаемых на Коломенском Машиностроительном заводе братьев Струве.

Фото_2-Кулебакский железный завод

Кулебакский завод

После открытия во второй половине XIX века больших рудных гнезд, разбросанных на площади в 30 кв. километров между селами Большое Череватово, Дивеево и Елизарьево, возникает Балыковский железоделательный горный завод.

 

2. Балыковский железоделательный горный завод

Строительство Балыковского железоделательного горного завода началось 7 мая 1873 года. Завод поставили на берегу речки Вичкинзы, а руду в основном привозили из Череватовских дудок.

Фото_3-Череватовские дудки

Череватовская дудка

Позднее руду нашли ближе — на “Цыгановской поруби”, располагавшейся в надпойменной террасе реки Сатиса между деревней Цыгановка и речкой Вичкинзой. Основателями Балыковского горного завода были местный помещик и купец Павел Павлович Менделеев, работавший в министерстве финансов чиновником особых поручений, и горный инженер Александр Александрович Износков.

Фото_4-Износков Александр Александрович

А.А. Износков

Александр Александрович Износков (1845-1911 годы) был пионером мартеновского производства в России. Сложилось так, что в 1867 году А.А. Износков посетил всемирную выставку в Париже, где демонстрировались образцы литой стали, выплавленной Пьером Мартеном, и шихтовые материалы, из которых этим новым способом она была получена. А.А.Износков посетил те французские и бельгийские заводы, где производство стали по новому методу было уже налажено, а по возвращении в Россию изложил в докладной записке свои соображения директору горного департамента России В.И.Решету. В 1869 году А.А.Износков получил предложение по строительству первой в России мартеновской печи от хозяина Сормовских заводов Дмитрия Егоровича Бенардаки.

Фото_5-Бенардаки Дмитрий Егорович

Д.Е. Бенардаки

На строительство мартеновской печи Д.Е.Бенардаки выделил 20000 рублей (сумма по тем временам немалая), выделил и самых лучших сормовских мастеров — металлургов. К концу 1869 года было закончено проектирование печи. Постройку печи фактически возглавляли двое — А.А.Износков и сормович Н.Н.Кузнецов. Первым мартеновским сталеваром в России стал сормович Я.И.Плечков. В смету уложились, и печь стала работать хорошо. Когда в мае 1870 года на выставке в Петербурге выставили образцы стали, выплавленные в первой Российской мартеновской печи, личный вклад владельца Сормовских заводов Д.Е.Бенардаки и инженера А.А.Износкова оценили по достоинству, наградив их государственной наградой – бронзовой медалью “За внедрение литья стали по способу Сименса – Мартена”.

Но вернемся к Балыковскому железоделательному горному заводу.

Рудоносные участки для разработки завод арендовал у местных землевладельцев и у крестьянских обществ. Добычу руды, ее доставку гужевым транспортом вели местные крестьяне. Работали они осенью и зимой по окончании полевых работ. Перед началом добычи руды все они получали денежный аванс, чтобы рассчитаться с оброчными платежами по земским повинностям. Арендная плата за землю и добыча руды определялись от пуда поднятой на поверхность руды. По этому же принципу велись расчеты и за доставку руды на завод. Надо отметить, что расходы на поставку руды у завода были немалые. И величина этих расходов год от года возрастала. Как следствие, возрастала и стоимость конечной продукции.

С 1883 года управление Балыковским железоделательным горным заводом перешло к немцу Ландезену. В 1888 году завод был заложен в Государственном банке, который передал его в аренду Обществу Шиповских заводов. В тот момент Общество, принадлежащее генерал-майору Николаю Николаевичу Шипову и его кредиторам, уже владело большинством бывших Баташовских горных заводов, в том числе и Илевским, до которого от железнодорожной станции Выксы была построена узкоколейная железная дорога. У генерала Н.Н.Шипова были планы связать Илев и Балыково узкоколейкой. К 1895 году узкоколейка связала не только Илевский и, возникший в 1893 году усилиями кулебакского предпринимателя Лукьянова близ рудника Бушуй, Череватовский железоделательный завод. К 1895 году железная колея уже дошла до деревни Маевка, где размещался Князь — Ивановский железоделательный завод (ныне — окраина Дивеева со стороны Вертьяново). Оставалось соединить Маевку и Балыково. Если бы это произошло, то у Балыковского железоделательного горного завода оказалась бы замечательная возможность недорогого и быстрого способа вывоза своей продукции заказчикам. И существовал бы этот завод гораздо дольше. Но, увы, железная дорога в Балыково не пришла. Есть данные, что в том числе и по причине протестов монахов Саровского монастыря. Но не эти протесты сыграли основную роль. Основную роль сыграл возникший незаметно с конца 80-х годов XIX века кризис на заводах, попавших под управление Общества Шиповских заводов.

К середине 90-х годов XIX века кризис не только не уменьшился, а, наоборот, стал нарастать более быстрыми темпами. Генерал Н.Н.Шипов предпринимал различные организационные шаги в борьбе с кризисом. Так, в начале 1895 года на место управляющего Илевским и Балыковским железоделательными заводами он пригласил Зайцева Константина Николаевича, известного горного инженера из Калуги.

Хозяйство, доставшееся К.Н. Зайцеву было не простым. К моменту его отъезда, скажем, по числу работников Балыковский завод занимал четвертое место (1662 работающих), уступая только таким металлургическим гигантам, как Сормовский, Кулебакский и Выксунский заводы. На Илевском заводе работало около 500 человек. Подтверждением тому служит следующая газетная заметка за 1897 год: “Нам доставлены сведения о врачебной помощи на заводах в районе средне-волжского горного округа. На Сормовских заводах при 6.768 рабочих имеется 1 больница с аптекой, …. На Кулебакском заводе при 2.700 рабочих мужчин и 25 женщин имеется 1 больница с аптекой …. На Выксунском 1605 мужчин и 235 женщин – 1 больница с аптекой, … На Балыковском 1.650 мужчин и 12 малолетних – 1 больница с аптекой и 1 фельдшер. На Вильском – 797 человек мужчин, 80 женщин, имеется 1 приемный покой и 1 фельдшер. На Вознесенском работают 835 мужчин и 23 женщины, имеется 1 больница с аптекой, ….. На Илевском работают 429 мужчин и 70 женщин – 1 больница, 1 врач и 1 фельдшер. На Князь-Ивановском 330 мужчин, имеется 1 приемный покой…..». На Дощатинском 275 мужчин и 56 женщин, имеется 1 приемный покой и 1 фельдшер.”

За три года руководства двумя заводами К.Н.Зайцеву конечно не удалось существенно помочь Обществу Шиповских заводов в погашении ранее накопленного (принадлежавшим Обществу десятком заводов) долга по налогам казне в объеме около 1 млн. рублей. Но, как известно, эти три года сыграли свою роль в становлении личности сына К.Н.Зайцева — Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972 г.г.), впоследствии ставшего великим классиком русской зарубежной литературы.

Фото_6-Зайцев Борис Константинович

Б.К. Зайцев

Проводя летние каникулы 1895-1897 годов в Балыково, Борис Зайцев, калужский лицеист, обучавшийся математике и физике у гениального Константина Эдуардовича Циолковского, ходит с отцом на охоту и рыбалку, собирает ягоды, грибы. Богатая русская природа заложила в душе Бориса Зайцева глубокие культурные корни, которыми впоследствии были пронизаны все его произведения.

8 ноября 1897 года Горный департамент Министерства земледелия и государственных имуществ России откомандировал горного инженера коллежского советника К.Н.Зайцева из Балыкова в Москву на должность технического директора московского металлического завода Гужона Юлия Петровича (1852-1918 г.г.), крупного российского предпринимателя, председателя Московского общества заводчиков и фабрикантов.

Фото_7-Гужон Юлий Петрович

Ю.П. Гужон

3. Последние годы завода

 По итогам 1897 года «Общество Шиповских заводов» было должно Государственному банку, Нижегородско-Самарскому банку и другим кредиторам 2,15 млн руб., а его акционерный капитал составлял лишь 1,75 млн руб. Ситуация на Шиповских заводах ухудшалась.

У российских властей лопнуло терпение, и заводы подпали под управление Администрации, назначенной правительством для оздоровления и восстановления предприятия с целью обеспечения погашения долгов. О том, что ситуация на Шиповских заводах было очень плоха говорит и тот факт, что она привлекла внимание Нижегородского генерал-губернатора П.Ф.Унтербергера. В декабре 1897 года он посетил вставший Илевский завод. Приехав в Илёв на санях, новый глава губернии посетил сельский сход, Спасскую церковь, школу, больницу и само предприятие. Результатом этой поездки стала поддержка П.Ф.Унтербергером предложения  Администрации о сдаче Шиповских заводов в аренду «Обществу Коломенских заводов».

В результате, с нового 1998 года году Администрация сдала Шиповские заводы в аренду «Обществу Коломенских заводов» сроком на пять лет.

К этому времени «Обществом Коломенских заводов» руководил гений предпринимательства, выдающийся изобретатель, инженер генерал-майор Струве Аманд Егорович.

Фото_8-Струве Аманд Егорович

А.Е. Струве

Аманд Егорович Струве родился 30 мая 1835 года в Петербурге, в обедневшей дворянской семье. Здесь же впоследствии он блестяще окончил вначале Главное инженерное артиллерийское училище, а затем и Николаевскую инженерную академию. Как талантливый выпускник он некоторое время стажировался за счет государства за границей. С 1860 года Аманд Егорович Струве трудился в акционерном обществе Московско-Саратовской железной дороги. Здесь он спроектировал в 1862 году и построил свой первый железнодорожный мост через Москву-реку близ Коломны. В 1867 году инженер-капитан Струве переводится на службу в Киев. Под руководством Аманда Егоровича и благодаря его смекалке, в Киеве в кратчайшие сроки был возведен капитальный железнодорожный мост через Днепр, что вызвало восхищение населения десятков стран мира. 13 опор этого моста длиной 1068 м  строились с применением новейшей и передовой технологии кессонного типа. При этом А.Е.Струве отказался от услуг иностранных компаний, чем удешевил стоимость работ по возведению такой махины. Строительство обошлось в 3 млн. 200 тыс. рублей. Император Александр II повысил инженер-капитана А.Е.Струве до чина полковника. Последующими творениями А.Е.Струве стали мост через Днепр в Кременчуге, открытый в 1872 году, Бородинский, Москворецкий, Крымский и Краснохолмский мосты в Москве, Литейный  и Дворцовый мосты в Петербурге. Все металлические конструкции для этих мостов монопольно производились на родном заводе А.Е.Струве в Коломне. Здесь же А.Е.Струве строил свои замечательные пароходы и паровозы. В 1878 г. был изготовлен его пассажирский паровоз типа 1-3-0 с трехосным тендером. Этот локомотив развивал скорость до 35 км/ч и считался одним из лучших в Европе. За этот успех в 1879 году А.Е.Струве было присвоено звание инженер генерал-майор. И в этот же год А.Е.Струве построил товарный паровоз, который развивал скорость 45 км/ч и был признан лучшим паровозом того периода. В честь данного события выпустили памятную медаль с изображением самого паровоза и надписью “Да здравствует русская инженерная мысль!”. К этому времени завод выпускал почти треть паровозов в России. А после того, как А.Е.Струве изобрел и построил в Киеве в 1891 году трамвай, в Коломне стали строить еще и трамвайные вагоны.

Фото_9 -Дворцовый мост  АЕСтруве

Дворцовый мост А.Е. Струве

А.Е. Струве успел в 1898 году загрузить Шиповские заводы. Например, в Илеве железоделательный завод возобновил работу на одной доменной и 7 плавильных печах. К глубокому сожалению, 12 сентября 1898 г. А.Е. Струве завершил  в Коломне свой жизненный путь. Он был похоронен с почестями на Волковом кладбище в Петербурге. Его деятельность может служить образцом для современных российских предпринимателей.

Новые руководители «Общества Коломенских заводов» не были столь гениальны, как А.Е.Струве. Тем не менее, и им надо отдать должное, за период аренды ранее убыточных Шиповских заводов они фактически сумели обеспечить их самоокупаемость, не слишком нарастив общий долг казне. Срок аренды истекал в 1903 году. К этому времени Шиповские заводы были должны 2,2 млн руб., в том числе Государственному банку -700000 руб. При этом превышение пассивов над активами составляло 695000 руб.

Назначенная правительством Администрация, видя, что «Обществу Коломенских заводов» вытянуть Шиповские заводы из долговой ямы не удается, обратилась к властям с просьбой о предоставлении 300000 руб. на реконструкцию заводов и еще 700000 руб. на пополнение оборотных средства. В ходатайстве ее поддерживали местное дворянство, нижегородский и тамбовский губернаторы и даже министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве (1846-1904 г.г.). Лейтмотивом была забота не столько о заводах, сколько о трудовом люде, который отвык от земли и кормился за счет работы на убыточных предприятиях. В.К. Плеве также доказывал, что если заводы закроют, то население окрестных деревень останется без работы, станет голодать и государству для помощи им придется выделять ежегодно по 352000 руб. Такая помощь, по мнению министра внутренних дел, в конечном счете, приучит крестьян к безделью, порокам и бунтам.

Фото_10-Плеве  Вячеслав Константинович

В.К. Плеве

Министр финансов России Витте Сергей Юльевич (1849-1915 г.г.) созвал совещание с участием министра внутренних дел В.К.Плеве, министра государственных имуществ, нижегородского и тамбовского губернаторов, представителя «Общества Коломенских заводов», которое к тому времени являлось вторым по значению кредитором Шиповских заводов после Госбанка.

Фото_11-Витте Сергей Юльевич

С.Ю. Витте

На совещании говорилось о том, что основные Шиповские заводы изношены (им по полтора века), что Шиповские заводы теряют по 10-15 копеек на каждом пуде чугуна и 50 копеек на пуде сортового железа — из-за дороговизны добычи руды из дудок и истощения рудных гнезд; из-за дороговизны доставки металла гужевым транспортом к железной дороге (70-90 верст до Арзамаса); из-за нестабильности сроков доставки, связанных с погодными условиями в осенне – зимне – весенний период. Вот почему лишь треть выпускаемой продукции имеет постоянного покупателя — и это при казенных заказах по высоким ценам! Словом, Шиповские заводы надо закрывать.

Cоображения министра внутренних дел России В.К.Плеве легли в основу решения: ликвидация заводов должна производиться постепенно, и для этого казна обязана выделить полмиллиона рублей.

28 декабря 1902 г. царь Николай II лично одобрил план ликвидации Шиповских заводов. Ликвидацией заводов пришлось заниматься Министерству финансов и Государственному банку, а Министерству внутренних дел поручили заботу о трудоустройстве окрестного населения. Так появилась хоть какая-то определенность в истории, растянувшейся до того момента почти на десятилетие.

Местное население встретило весть об одобренных царем Николаем II планах поэтапной ликвидации заводов общества Шиповых, в том числе Балыковского и Илевского, с пониманием и одобрением. И когда 17 июля 1903 года, направляясь в Саровскую пустынь, царь Николай II проезжал через заводской поселок Балыково, местные жители встретили его с радостью и восторгом.

На сворачивание производства с сопутствующей заботой о расселении и трудоустройстве окрестного населения, занятого, в том числе, на Балыковском и Илевском железоделательных заводах, ушло еще почти 10 лет.

29 марта 1912 года чиновник П.Н.Капустин составил последний отчет о ликвидации Балыковского железоделательного горного завода.

 

Послесловие

 

Из истории Балыковского железоделательного горного завода можно видеть, что за долго до появления в Сарове выдающихся ученых XX века, создававших здесь ядерный щит, это место уже было тесно связано с фамилиями талантливейших и даже гениальных имен предпринимателей, промышленников, инженеров и изобретателей, внесших выдающийся вклад в развитие производительных сил дореволюционной России с последней четверти XIX века. Это расширяет глубину ощущения Сарова как одной из точек на карте нашей Родины, где воедино слились силы духовности, высокотехнологичного производства и науки.

Кроме того, на примере истории Балыковского железоделательного горного завода можно видеть продуманность и грамотность действий руководства буржуазной России конца XIX – начала XX века по решению социальных проблем монопоселений при закрытии в них градообразующих предприятий. Чего пока не хватает руководству нынешней России.

 Март – апрель 2012 года.

К этой записи 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>