Чуден Сатис при тихой погоде… Многие из нас могли произносить это или что-либо подобное, глядя, как величаво катит свои воды главная водная артерия нашего города. Действительно, красивая у нас речка. И также многие ставят перед собой и окружающими вопрос: а как правильно ставить ударение в этом слове? Сáтис или Сатúс? Тут мнения сходятся не так единодушно.
Есть в окрестностях нашего города два одноимённых с рекой поселка. Один к западу от Сарова в Дивеевском районе (в нём расположен известный мясокомбинат), другой – к востоку, в Первомайском (там железнодорожная станция и мебельная фабрика). Но названия этих поселков одинаковы лишь на первый взгляд. Дело в том, что жители дивеевского Сатиса в основном делают ударение в названии на первом слоге, а жители первомайского на втором. Наш город тоже традиционно относится к «зоне А», а не к «зоне И». Однажды, когда я произнёс в разговоре «Сáтис», один человек из Сатиса первомайского даже не понял, о чём идёт речь. Более эрудированные жители этого посёлка иногда говорят так: «есть Сáтис, а у нас – Сатúс». Так кто же прав: дивеевцы или первомайцы?
Немногие топонимисты ломали голову над происхождением названия нашей реки. Н.Д. Русинов предложил объяснение на основе татарской лексики: саи – ‘мелкая’ и тиз – ‘быстрая’ [1]. Знаток марийской топонимики И.С. Галкин предложил патронимическое (то есть имеющее в основе имя главы жившего здесь рода) происхождение от финно-угорского имени Сатий/Сатыш [2]. Есть и более экзотические толкования, например от имени индийского бога мудрости Сатыш, но все они рассматривают топоним Сатис индивидуально, а ведь не так далеко от нас находится довольно компактный куст названий рек, также оканчивающихся на –ис. Этот ареал лежит в Пензенской области.
Наш саровский исследователь Леонид Николаевич Пляшкевич считает, что эти топонимы индоевропейского (точнее – балтского) происхождения [3]. Действительно, во времена эпохи бронзы в наших краях жили племена фатьяновской археологической культуры, носители которой по мнению большинства учёных говорили на языке балтской группы. В таком случае топониму Сатис уже не менее трёх тысяч лет.
По другому объясняет появление этих названий исследователь топонимии Пензенской области М.С. Полубояров [4]. Он их связывает с буртасами — загадочным народом, якобы жившим в Поволжье в средние века. Я употребил здесь слово «якобы», так как никто пока достоверно не может ответить на основные вопросы о буртасах: где они жили, когда жили, на каком языке говорили и почему исчезли. Одни считают, что они говорили на языке иранской группы, другие считают буртасов угро-финнами, третьи (к ним принадлежит и Полубояров) относят их к тюркам. Есть даже точка зрения, что поскольку до нас дошло устойчивое выражение «буртасские меха», то буртасы это не народ, а категория податного населения, платившая налоги мехами.
Но мы тут немножко ушли в сторону от нашего главного вопроса. Итак, по карте видно, что наш Сатис лежит несколько в стороне от основного массива названий на –ис. Но, что важно, все эти названия без исключения (а их более десятка) произносятся С УДАРЕНИЕМ НА «И»! Выходит, правы первомайцы?
Карта расположения рек, названия которых оканчиваются на –ис
Кроме того, это может означать, что ис – не просто вспомогательный суффикс, а некое слово, имеющее значение. М.С. Полубояров предлагает вариант из венгерского языка: вииз, что значит ‘вода’. Это выглядит логично, так как известно, что средневековые угры (венгры) могли контактировать с тюркоязычными волжскими булгарами, под влиянием которых, по мнению Полубоярова, находились буртасы. И ещё мы знаем, что волжские булгары оставили заметный археологический след на Саровском городище XI-XIII веков.
Итак, да здравствует Сатúс!?
Также неоднозначным является на первый взгляд простой вопрос о том, откуда наша река берёт своё начало.
Заглянув в современную географическую карту, мы увидим, что Сатис вытекает из обширного лесного массива, лежащего к северу от Первомайска, далее принимает правый приток, называющийся Сухой Сатис, и удвоив таким образом свою силу, устремляется на запад к Сарову.
Современная карта верховий Сатиса
Однажды, путешествуя по окрестностям города, мы оказались в небольшой деревеньке Александровке вблизи Сухого Сатиса. Познакомившись с одним местным жителем, мы стали задавать ему вопросы, связанные с дальнейшим маршрутом. При этом речку так и назвали — «Сухой Сатис».
— Какой Сатúс? — переспросил он.
— Сухой, — ответили мы, сверившись с картой.
— Да какой же он сухой, — человек, похоже, обиделся, — вон он, Сатúс, течёт!
— А что же тогда за речка там дальше, которая на карте называется Сатис?
— А то просто ручей лесной.
Вот так наш Сатис опять раздвоился.
Какой же из двух Сатисов «настоящий»? Левый приток, текущий по лесам или правый, текущий через поля? Чтобы прояснить вопрос, заглянем в исторические документы.
Вот выдержка из одного акта, датированного 1627 годом.
Се яз, Василий Неупокоев сын Своитинов, Арзамасец, променил есми Калине Смирного сыну Воронцову, Арзамасцу ж, Государева жалованья в Арзамасском уезде, в Ичаловском стану на речке на Сатисе … урочище Кодышево…[5]. Сейчас деревня Кадышево заброшена, но место, где она стояла как раз на правом притоке – нынешнем Сухом Сатисе.
В «Арзамасских поместных актах» встречаем топонимы Сатисский верх (1606 г.) и Сатисские вершины (1593 г.) [6]. Естественно, при этом имеются в виду истоки правого рукава Сатиса, именуемого сейчас Сухим. Овраг Вершина Сатисская обозначен и на карте атласа Менде середины XIX века.
Фрагмент карты из атласа Менде с Вершиной Сатисской
Есть примеры и из более близких к нам времен – из XIX, например, века.
Итак, мы видим, что в прошлом Сатисом называлась именно ПРАВЫЙ приток реки, то есть та её часть, которая сейчас почему-то именуется Сухим Сатисом. На одной карте конца XIX века левый приток (нынешний Сатис) назван Диким Сатисом. И это понятно: берега правого притока заселены уже не менее тысячи лет (там есть археологические памятники X-XII веков), в то время как на левом единственный посёлок – Сатис первомайский – появился только в советское время.
Нынешние жители Первомайского района используют ещё названия Лесной Сатис и Полевой Сатис (для Сухого). Всё-таки для реки не так обидно.
Когда же и почему произошла замена названий? Может быть левый приток длиннее, и такая замена оправдана географически? Да нет. Оба русла до слияния имеют почти одинаковую длину – около 20 километров. Находясь у места слияния (в мае месяце) мы также не заметили разницы в полноводности обеих рек. (Возможно, летом лесной левый приток становится более полноводным, чем текущий через поля правый). А может быть, название сменилось, когда на Лесном Сатисе был образован посёлок? Его назвали по реке, а потом уже произошло обратное переименование. Посёлок с фабрикой развивался, его население росло, в то время как сельские поселения по берегам исторического Сатиса приходили в запустение. Впрочем, это только предположение, требующее проверки.
Разлив Сатиса 18 апреля 2001 г.
- Русинов Н.Д. Этническое прошлое Нижегородского Поволжья в свете лингвистики. Нижний Новгород, 1994, стр. 101.
- Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. Нижний Новгород, 1997, стр. 172.
- Пляшкевич Л.Н. О загадочных названиях некоторых рек бассейна Мокши // Материалы IV научно-практической конференции «История и культура Сарова». Саров, 2001, стр. 66.
- Полубояров М.С. Мокша, Сура и другие… М., 1992, стр. 12-13.
- Рукописный фонд объединения «Саровская пустынь», фонд Н.В. Артёмова, д. 3, л. 43.
- Веселовский С.Б. Арзамасские поместные акты (1578-1618). М., 1915, стр. 282, 639.
Опубликовано в газете «Городской курьер», 2003, № 2, 8 января.
Алексей Михайлович! Дорогой!
Как ты мог перепутать разлив Саровки с разливом Сатиса?
У тебя на фото разлив Саровки в районе «Военно-грузинской дороги»! 🙂
Разлив Сатиса надо иллюстрировать затоплением «поймы реки С» — бывших монастырских огородов… Но я не припомню, когда это было последний раз…
Сатис слишком сильно зарегулирован теперь в районе Сарова!
И на старуху бывает проруха. Дурацкая ошибка исправлена.
Где сделано это фото? В Сарове?
Это стрелка Саровки и Сатиса. Теперь уж точно.
Сатис — река в Республике Мордовия и Нижегородской области России, правый приток Мокши (бассейн Волги).
— Но кто мог наименовать реку этим именем?
Первые упоминания о Сатис.
Ее имя впервые было обнаружено на каменных флягах, найденных недалеко от ступенчатой пирамиды фараона Джосера в Сакаре (III династия).
В период VI династии упоминается в «Текстах пирамид» в качестве богини дающей воду в четырех кувшинах с двумя ручками для процедуры очищения тела умершего фараона в Подземном мире.
Поскольку разлив Нила начинался на юге, а Сатис была богиней этой местности, то это ежегодное явление, приносящее египтянам орошение и плодородность нильской долины, также было связано с ней. В связи с этим у нее был эпитет — «Та, которая распространила живительные воды Нила».
На острове Элефантина был воздвигнут ее храм, на месте еще более раннего преддинастического святилища, представлявшего собой пещеру, вырубленную в скале. Храм расстраивался и украшался на протяжении многих веков. Исследование этого места Рональдом Уэллсом показало, что элементы храма были тщательно соотнесены с положением звезды Сириус (Сотис) в ночном небе, связывая богиню с появляющейся звездой и ежегодным разливом Нила.
Было также отмечено, что храм богини был расположен в таком месте, где шум приближающихся масс воды можно было услышать еще до того, как они становились видимыми глазу.
Таким образом, укреплялась ее функция охранительницы границ, хозяйки наводнения Нила и богини, от которой зависело изобилие и плодородие.
Рядом с храмом находился один из самых важных «нилометров» Древнего Египта, с помощью которых измерялась высота разлива Нила.
Сара — библейское женское имя еврейского происхождения. Сара — народ, проживающий на берегах Нила. Сара — язык этого народа, относится к центральносуданской семье.
Саровка — река в России, протекает в Мордовии и Нижегородской области. Устье реки находится в 39 км по левому берегу реки Сатис, в городе Саров.
Саров, Саранск, Сарапул, Саратов – окрестные приволжские города.
Сара — село в Сурском районе Ульяновской области поволжья.
Если условно соединить эти районы линией сухопутного пути, то она пройдет через Самарию.
— Значит, что-то из подобных названий должно быть и в поволжском районе?
Самара городок.
— Какая же национальная одежда у самарянок, то есть поволжских народов?
Основной достопримечательностью являются разнообразные драгоценные украшения, носимые на груди.
Путники, преодолевающие большие расстояния, самое ценное всегда носили при себе, а наиболее удобное для него место грудь, или на голове в виде украшений. …
Начало статьи в Азбуковнике страница «АБВ, где Ёж, Зм и буква я|RU»: Земля фараонов, которые с юношеских лет, зная о….
http://listinfo.narod.ru/#Apocalypse