Этой статьёй сайт «Саровский краевед» начинает серию публикаций с описанием маршрутов, совершенных саровскими туристами в ближайших окрестностях города. Согласно туристской терминологии эти походы относятся к походам выходного дня (ПВД), иногда их ещё называли «походами по родному краю». Они привлекательны по ряду причин, важнейшими из которых являются:
- возможность уложиться за длинные выходные, например, за какой-то из майских праздников;
- дешевизна;
- техническая простота, возможность прохождения маршрута не самыми подготовленными людьми, в частности, школьниками. Школьники и были основными по численности участниками этих походов.
Кроме того для нас, жителей Сарова, эти маршруты оказались неисчерпаемым источником впечатлений, подтверждающим давно известную истину, что ближайшие окрестности нашей малой родины таят немало интересных, красивых и даже загадочных мест.
Надеемся, что эти маршруты когда-нибудь пройдут и другие неравнодушные к родной природе и истории люди и наверняка улучшат и расширят их.
Авторы текста: В.Ф. Кузнецова и А.М. Подурец
Начало маршрута: с. Успенское (Первомайский р-н)
Окончание: с. Ореховец (Дивеевский р-н)
Пройден 8 — 11 мая 2008 г.
Протяжённость 28 км (с учётом радиальных выходов без рюкзаков)
Руководители: С.Г. Александров, В.Ф. Кузнецова, А.М. Подурец
Схема маршрута
Цифрами на карте обозначены: 1 — церковь в Успенском; 2 — Юрьевское городище; 3 — исток Сатиса; 4 — урочище Городок; 5 — Архангельский скит (Ездаково); 6 — урочище Разгильдеево; 7 — место усадьбы Шаховских в Ореховце
1-й день
Заброска автобусом в село Успенское (65 км от Сарова).
Село Успенское расположено на бугристой местности. Вокруг буйно цвели сады. В центре села расположен каскад прудов. По дороге мы встретили жителей села — людей очень доброжелательных и приветливых. Узнав о цели нашего приезда, они захотели поведать нам историю своего села и повели нас на экскурсию в храм. Мы вместе с ними осмотрели храм XVII века, который стоит в самой высокой точке села, но сильно разрушен. Внутри храма ещё кое-где сохранились росписи. Наши новые знакомые оказались людьми с активной жизненной позицией. Они приезжие: кто из Воркуты, кто из Казахстана, но у всех у них одна цель — реставрировать храм, для этого они ищут спонсоров и сами вкладывают свои деньги. Среди православных активистов бытует мнение, что церковь гораздо старше 1696 года: кто называет 1626-й, кто вообще связывает её с походом Ивана Грозного на Казань. Впрочем, краеведам хорошо известно, что с Иваном Грозным народные предания связывают почти всё к югу от Нижнего Новгорода и к северу от Сарова.
Из Успенского по балке, идущей от дороги, мы дошли до бывшей деревни Юрьевки. На месте деревни сохранились 2 пруда, правда, нижний сильно зарос и вода в нем худшего качества, а верхний пруд — с достаточно чистой водой. На нижнем пруду наблюдали «ритуальные танцы» 3-х уток. Нашли родник, который располагается с северо-западной стороны верхнего пруда, обнаружить его можно по зарослям рогоза. Родник заилился, захирел, каптаж разрушился, но родничок, по-видимому, продолжает функционировать, и вода по невидимым каналам просачивается в пруд.
Следов домов практически не осталось, а вот сады весной буйно цветут. Сливы, вишни, яблони, черёмуха сильно разрослись, и по ним хорошо отслеживать весной заброшенные поселения.
Деревня Юрьевская впервые упомянута в грамоте 1595 года [1]. В Списке населённых мест Российской империи (1859 г.) Юрьевка числится как владельческая деревня с 19 дворами и 164 жителями. Когда исчезла, данных нет.
Ночевали в Юрьевке на берегу верхнего пруда.
За этот день пройдено 2.5 км.
2-й день
Утро 9-го мая было посвящено осмотру Юрьевского городища.
Сделаем отступление от описания маршрута и скажем о некоторых традициях этой туристической группы. Если группа находится на маршруте 1-го или 9-го мая, то обязательно проводится торжественный парад. Принимает его всегда один и тот же человек — Сергей Геннадьевич Александров, облачающийся в специально пошитую парадную форму (и не лень ему её в рюкзаке тащить!). На этот раз после парада Сергей Геннадьевич произвёл раздачу георгиевских ленточек всем участникам похода. Приятный сюрприз.
Сергей Геннадьевич Александров руководит походом
Ленточкам сразу нашлось применение
В этом же походе мы, помимо парада решили провести ещё и военно-историческую игру, что-то вроде средневековой «Зарницы», — люди, побывавшие советскими школьниками, помнят, что это такое. Мы попытались «реконструировать» события 1229 года, когда русская дружина под командованием основателя Нижнего Новгорода великого князя Юрия Всеволодовича совершила военный поход на Мордовскую землю, во владения князя Пургаса. Тогда, проиграв сражение в открытом бою, мордва укрылась в запрятанных в лесах крепостях – «твердях», как назвал их летописец. А рядом с нашим биваком находилась одна из таких бывших твердей – Юрьевское городище. Юные и не очень краеведы с энтузиазмом разделились на «мордву» и «дружину Юрия Всеволодовича», после чего вторые пошли на приступ земляного вала городища, за которым укрывались первые. Всё получилось, как описано в летописи: мордва одержала победу, взяв в плен русское войско.
Атака на вал городища
Севернее Юрьевки видно место, где стояла когда-то ветряная мельница. Теперь тут большая яма, в которой сохранились каменные жернова.
Остатки мельницы
Далее к северу начинается небольшая балка. Здесь, согласно старым картам, располагается исток реки Сатис. Этот район является водоразделом бассейнов Сатиса и Теши, место высокое, и с него хорошо просматриваются окрестности. На юго-западе видна даже церковь в бывшем селе Федотове.
Исток реки Сатис («Вершина Сатисская») на карте Менде (сер. XIX в.)
Так выглядит начало Сатиса
Пройдя около трёх километров по грунтовой дороге, мы дошли до лесополосы, которая пересекает дорогу, и ушли вправо в отвершек широкой балки, уходящей на север. В лесопосадках мы остановились на отдых, здесь на нас неожиданно выскочил заяц — русак приличного размера. Он, пробегая по своим делам, задумался, наверное, и практически наткнулся на нашу группу, пока его кто-то из наших не окликнул, и тут уж он развернулся, сообразил, что в этой местности кроме него есть еще кто-то, и продемонстрировал все свои беговые возможности. Сфотографировать зайца никто не успел.
Родные просторы
В вершине заболоченной балки оказался родник и ручей, который то исчезал под землей, то выходил на поверхность, задерживаясь в маленьких лужицах.
На противоположной стороне балки хорошо видны цветущие белым цветом сады, наподобие тех, которые мы видели на месте Юрьевки. Видно, что здесь было поселение (посёлок Городок).
Фрагмент карты территории, обслуживаемой Большемакателёмской МТС 1956 г., деревня Юрьевка и посёлок Городок ещё существуют
Далее шли в северном направлении по полю между балкой справа и перелеском слева, пересекли невидимую границу Первомайского и Дивеевского районов и вскоре подошли к каскаду из двух прудов. На противоположной стороне балки среди цветущих зарослей виден домик, рядом с которым сушится белье, что указывает на его обитаемость. Получается, что деревня Ознобишино, обозначаемая на картах как нежилая, не такая уж и нежилая.
Ознобишино. Заброшенная улица
Ознобишино. Пруд
Мы встали лагерем в лесу на крутом склоне запруженной балки на некотором удалении от пруда.
В «Арзамасских поместных актах» Ознобишино впервые упоминается под 1610 годом, когда по грамоте «царя и великого князя Дмитрия Ивановича всея Русии» (имеется в виду Лжедмитрий II) сельцо Ознобишино в Арзамасском уезде, принадлежавшее Крячко Оленину, передавалось арзамасцу Ивану Чортову [2]. В 1613 году, уже при царе Михаиле Фёдоровиче Романове, Ознобишино упомянуто принадлежавшим опять Олениным – Матвею и Ивану [3]. Крячко был им отцом, поскольку в 1620-х годах владельцы сельца названы по имени и отчеству: Матвей Кречков сын Оленин и Иван Кречков сын Оленин [4].
В «Списке населённых мест» 1859 года в сельце Ознобишине 55 дворов и 459 жителей.
В середине XIX века Ознобишиным владели помещики Бетлинги и Корсаковы. В 1905 году в деревне было открыто земское училище. В начале 1920-х годов в деревне образовалась артель «Вперёд», объединившая кустарей — кошмовалов. Видимо, этот промысел был здесь распространён.
В начале 1940-х годов в Ознобишине было 98 дворов, население около 700 человек. В 1950 году ознобишинский колхоз объединили с ичаловским. Это было началом гибели деревни. В 1978 году в ней насчитывалось уже только 26 хозяйств и 68 жителей. Какие-либо учреждения соцкультбыта и водопровод отсутствовали. В 1995 году в Ознобишине ещё числились два жилых дома [5].
В настоящее время деревня официально считается необитаемой, хотя в ней остались 4 дома, в которых люди живут только в летнее время. Электричество в Ознобишине отключено.
После того, как был приготовлен обед и разбит лагерь, мы сходили в радиальный выход в село Ичалово, расположенное в 2,5 км от лагеря. Село достаточно большое. Храм расположен в дальнем от Ознобишина конце на площади, там же расположены магазин и органы власти села.
Храм большой, построен в XIX в., находится в плохом состоянии. Сохранились росписи на стенах (в т. числе, изображение Серафима Саровского). Кровля храма разрушается. В алтарной части стоял маленький, по-видимому, детский гробик. Наверное, давно стоял, поскольку, как и все вокруг, он был покрыт слоем голубиного помета.
В центре села на стадионе команда девчонок и мальчишек гоняют в футбол под руководством играющего тренера. Какой-то пьяненький дядька мечется вокруг ворот, но вообще пьяных мало. Несмотря на праздничный день, кое-где в полях работают трактора. Жители Ичалова культурно отдыхают: прогуливаются компаниями вдоль села, сидят около домов, общаются, катают детей на мотоцикле и т.д.
Название села Ичалово Дивеевского района происходит от мордовского традиционного мужского имени Ичал, в основе которого финно-угорский корень ичи – малый, маленький [6]. Существует предание, согласно которому село было основано Иваном Грозным во время казанского похода 1552 года. Проводником царского войска был местный житель мордвин по имени Ичалка. За эту услугу царь и пожаловал его имением [7]. (На самом деле Иван Грозный прошел в Казань значительно севернее).
Первое упоминание Ичалова в Арзамасских поместных актах датировано 1592 годом. Упомянут «никольский поп с-Ычалова Первой Кузьмин сын [8]», это значит что в это время Ичалово уже было селом с церковью.
В начале XVII века Ичалово выполняло роль центра административной единицы — Ичаловского стана, входившего в состав Арзамасского уезда. В 1621-1623 годах упоминается Ичаловский (Ичалов) погост с двумя церквями [9]. При этом село Ичалово и Ичалов погост упомянуты как разные населённые пункты (видимо, находившиеся рядом, но управлявшиеся порознь). Слово погост в то время обозначало административный центр сельского района, значение «кладбище» за ним закрепилось позже, когда система административного управления в стране изменилась.
В Списке населённых мест 1859 года Ичалово – село, крестьяне которого принадлежали разным ведомствам, дворов в нём было 79, жителей 577. Часть крестьян была казённой, часть, — проживающая за речкой – принадлежала помещице Соловцовой [10].
Церковь Троицы была построена в 1854 году, действовала до 1930-х годов.
Во второй половине XIX века в Ичалове проходила ежегодная ярмарка (11 июня [11]). Каждый вторник в селе работал базар [12], на котором можно было приобрести хомуты [13], деревянную посуду [14], холсты, пряжу [15] и другие изделия местных кустарных промыслов.
В 1995 году в Ичалове было 136 хозяйств и 339 жителей. Работала восьмилетняя школа.
Сегодня пасмурный день, временами моросит дождь.
Вернулись в лагерь, по дороге пообщались с жителями Ознобишина (муж с женой, пенсионеры, на лето с внучкой приезжают сюда из Кулебак).
Если предыдущую ночь мы спали под пение соловья, то сегодня над нами флейтой солировала иволга на фоне соловьиного разноголосья.
За день пройдено 10.5 км.
3-й день
Около 10 часов утра десятого мая мы покинули Ознобишино и двинулись в сторону села Ездакова. Ичалово оставили слева, дошли до разрушенной фермы, и по грунтовой дороге отправились на север. Обгоняя нас, по небу летят клиньями дикие гуси, их хорошо видно. Перекусили диким луком. Не доходя до Ездакова около 3 км, мы свернули влево, где встали лагерем в чудесном месте, парковом березовом лесу с примесью дуба, где изумрудно-зеленая трава и цветущее разнотравье (медуницы, первоцвет, ракитник русский, звездчатка, сочевичник и т.д.). На фоне общеизвестных растений выделяются довольно мощные розетки с гофрированными листьями. Это зопник клубненосный из сем. Губоцветных, типичный элемент лесостепи. Воду нашли рядом в балке, где небольшой ручеёк образовал две крохотные лужицы с довольно чистой и проточной водой. Но воды так мало, что ее можно только черпать кружкой, стараясь не замутить. Этот ручей имеет название — Никуша, он впадает в Акшу.
Фотография на фоне Ичалова
Летят гуси
Лагерь между Ичаловым и Ездаковым
Речка Никуша берёт начало между Федотовым и Выползовым (оба селения сейчас необитаемы), проходит через Выползово, течёт на север и северо-восток и впадает в Акшу между Ореховцем и Ездаковым. Длина речки около 12 км. Поскольку в литературе толкования названия не найдено, авторы предлагают собственную этимологию: ине кужо, что с эрзянского означает ‘большая поляна’. Речка действительно протекает преимущественно по лесостепному ландшафту.
Представитель местной фауны
После обеда группа совершила радиальный выход в село Ездаково. Это село — прародина Алексея и Андрея Демидовых, родина их отца, где никто из братьев не бывал. Но с нами в поход смогла пойти только Марина, Лешина жена (сам Алексей ушел в поход в Крым). Села практически нет, сохранились только сады и ямы от домов, по которым можно определить, где располагались улицы. Очень большая территория огорожена высоченным металлическим забором. Это женский Архангельский скит, филиал Дивеевского монастыря. Здесь несут послушание 18 женщин. На территории скита два храма: Спорительница хлебов — XVI век (по словам послушницы, мы сомневаемся в этой датировке) и архистратига Михаила, чудо в Хонях — XIX век. Храмы отреставрированы, там ведутся службы. Из Арзамаса приезжает батюшка. Правда, молящихся немного. В этот день их было 17.
Руины села Ездакова
Архангельский скит
Речка Акша
Территория скита осваивается. Имеется стадо, теплицы. Куплена техника, обрабатываются поля. Имеется гостиница для паломников. На территории разбит сад, посажена сосновая роща, имеются цветник, цепные псы и выкопан пруд.
До ближайшего села около 5 км грунтовой дороги. В дождливую погоду по ней не пройдешь — ноги вязнут — сплошной чернозем. Через речку Акшу хлипенький мостик. Недалеко находится кладбище.
Ездаково уже находится на территории Арзамасского района.
В 1591 году в «Арзамасских поместных актах» упоминается деревня Ездаково [16].
В 1705 году помещик из Ездакова Фёдор Данилович Головачёв сыграл важную роль в основании Саровской пустыни. Первоначальник Иоанн тогда сомневался, где ему ставить первую монастырскую церковь – на горе или внизу около источника. Головачёв посоветовал ставить наверху. Его работники занимались подвозкой брёвен для строительства, и Иоанн прислушался к его мнению. В новый храм он пожертвовал четыре колокола и другую утварь.
В 1859 году село Ездаково числилось владельческим, в нём был 81 двор, 634 жителей и одна церковь.
В 1978 году в селе было 40 хозяйств и 72 жителя (то есть менее двух человек в среднем на одно хозяйство). Уже в 1986 году село было снято с учёта в сельсовете [17].
Сейчас в бывшем селе располагается Архангельский скит Дивеевского монастыря. Монастырю принадлежат 200 га земли, есть пасека.
Н. Щегольков объяснял происхождение названия речки Акша от тюркского ак — ‘белый’ и сау — ‘река’, основывая объяснение тем, что на реке существовали татарские поселения. Л. Трубе счёл эту версию мало правдоподобной [18].
Н.Д. Русинов считает, что название индоевропейского происхождения и находит похожее слово в таджикском языке – акка означает ‘ворона’, ‘сорока’, или ‘галка’. Таким образом, Акша – это ‘воронья (сорочья, галочья) река’ [19].
Мы считаем все эти версии пока малоубедительными.
Туристы прошли в этот день 10.5 км.
4-й день
Утром в низинке лежал иней, значит, ночь была холодной. Вышли на северо-запад в направлении урочища Березовка (бывшая деревня Разгильдеево). От места лагеря хорошо видны две вышки мобильной связи в Ореховце, они являются отличным ориентиром. Пройдя через балку и перейдя через ручей Никушу, мы поднялись наверх к лесополосе. На поле, перед местом, где раньше располагалось Разгильдеево мы нашли много керамических черепков. Место локализации черепков не совпадает с расположением самой деревни по планам XVIII — XIX веков. Этот факт вызывает вопрос, ответ на который мы пока не нашли.
Речка Никуша
Придерживаясь северо-западного направления, мы вышли к зарослям на месте бывших садов. Деревня Разгильдеево стояла красиво, на высоком бугре, усады по склону спускались к пруду. На самом берегу пруда стояли баньки. Сейчас нет ни домов, ни бань, только ямы от погребов, да заброшенные сады указывают на это. Пруд очень большой, сюда приезжают рыбаки.
Разгильдеево. Пруд
Привал
Мы походили по заброшенному селению, встретили тетерку на дереве.
Разгильдеево упомянуто впервые в «Арзамасских поместных актах» в 1606 году [20]. Очевидно, название происходит от предположительных владельцев – служилых татарских мурз Разгильдеевых.
В 1612 году во время набега на Арзамасский и Алатырский уезды ногайцев отличился мурза Баиш Разгильдеев (И.К. Инжеватов называет его «мордовским мурзой» [21]). «Баиш пришел на Пьяну реку на Чуколы, и тут де с Ногайскими людьми был бой два дни, и в деревне Чуколе от Ногайских людей в осаде сидели… и в Арзамасском лесу в воротах был бой с Ногайскими людьми и побили Нагайских людей с пять сот человек… и их прогнали к Озерам… от того бою Нагайские люди потопли, и отгромили у Нагайских людей на том деле всяких людей семь тысяч, а его, Баишу Мурзу, на том деле сбили с коня и отшибли у него на том бою коня». За эту победу в 1613 году за Баишем Разгильдеевым было признано княжеское достоинство [22]. (Считается, что Чукола – это нынешнее село Чукалы в Большеигнатовском районе Мордовии).
В 1859 году Разгильдеево значится как владельческое сельцо «при пруде Морском», состоящее из 13 дворов с 98 жителями.
В 1940 году деревню переименовали в Берёзовку. Но Берёзовка прожила недолго: в 1950 году Березовский колхоз влили в состав ореховского, и в 1973 году деревни не стало.
От пруда по просёлочной дороге мы пошли к селу Ореховец. В Ореховце остановились на площади около храма. Отдохнув группой, отправились на краеведческую разведку, искать усадьбу Шаховских. Барский пруд нашли, а территорию усадьбы время советской власти не пощадило. На месте усадьбы Шаховских построили скотоводческий комплекс, который к настоящему моменту также развалился. Никаких следов усадьбы, одни развалины ферм и крапива в человеческий рост.
Ореховец. Улица
Ореховец. Вид с колокольни
Ореховец. Барский пруд
Ореховец. Руины фермы на месте усадьбы Шаховских
В «Арзамасских поместных актах» в 1593 году упомянуты «Мамаевы крестьяне из Ореховца [23]» (видимо, крепостные некого Мамая (Мамаева)). В переписной книге 1602 года Ореховец назван дворцовой деревней [24]. Видимо, в Ореховце проживали крестьяне как дворцовые, так и принадлежавшие помещику, так как в документе 1606 года они упомянуты одновременно: «крестьянин Момаева деревни Ареховца Василей Орефьев, а прозвища Потатур, да тово-ж Ореховца дворцовые деревни крестьянин Василей Кузьмин [25]».
В 1610 году поместье мурзы Мометя (наверное, Магомета) Момаева в деревне Ореховце было отдано другому мурзе – Ишею Теребердееву. Грамота написана от имени царя и великого князя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия II) в его «стану у Москвы в селе Коломенском». Такая же грамота передавала поместья князей Теникея Енибакова и Бекбея Собаева в Ореховце и Беговатове новым владельцам – князю Мустафе Момешеву и мурзе Момешу Теребердееву (возможно, это отец и сын) [26]. При этом про тех, у кого поместья отбирались, сказано, что они «в-ызмене», что по-видимому надо понимать как не подчинение самозванцу.
С какого-то времени и до 1764 года Ореховец являлся вотчиной арзамасского Спасского монастыря. В 1801 году в Ореховце была построена деревянная церковь Вознесения Господня, и он стал считаться селом. Церковь сгорела около 1890 года [27].
В начале XIX века селом владел князь Щербатов, передавший его в приданое своей дочери Наталье, вышедшей замуж за князя Фёдора Петровича Шаховского.
В 1859 году Ореховец числится разноведомственным селом, в котором было 73 двора и 735 жителей.
Около 1900 года взамен сгоревшей деревянной церкви в Ореховце была построена каменная, закрытая в 1930-х годах.
В 1933 году в селе было 207 хозяйств и жил 851 человек. Это максимальное зафиксированное население Ореховца.
По данным 1978 года в селе насчитывалось 151 хозяйство и 351 житель. Здесь располагалась ферма крупного рогатого скота (построенная на месте усадьбы Шаховских). В 1995 году в Ореховце проживали 408 человек [28].
После осмотра места усадьбы Шаховских мы зашли в храм. Он 3-х престольный, есть очень старые иконы. На одной из них, расписанной на досках, как нам рассказали, дети в свое время катались с горки. Красивый резной иконостас изготовлен в Арзамасе, а роспись храма — дело рук специалистов из Софрина. Нам разрешили подняться на колокольню. С колокольни открывается вся округа и дорога, по которой мы шли к Ореховцу. С восточной стороны хорошо просматривается арзамасская трасса.
В 14:00 за группой приехал автобус.
Использованы фотографии А.Подурца, А.Соболевой, А.Степанова, И.Габзетдинова, В.Кузнецовой, О.Шевцовой
Литература
- Веселовский С.Б. Арзамасские поместные акты (1578-1618). М., 1915, стр. 639
- Арзамасские поместные акты, стр. 344
- Там же, стр. 498
- В.И. Карпушов. Пять веков дивеевской земли. Н.Новгород, 1998, стр. 205
- Там же, стр. 206-208
- Морохин Н.В. Наши реки, города и сёла. Н.Новгород, 2007, стр. 280
- Пять веков дивеевской земли, стр. 188
- Арзамасские поместные акты, стр. 48
- Пять веков дивеевской земли, стр. 190
- Там же, 193
- Пестов М.П. Описание Ардатовского уезда Нижегородской губернии // Нижегородский сборник, т.2, стр.172
- Там же, стр. 171
- Там же, стр. 179
- Комаров С.С. // Нижегородский сборник, т.8, стр. 191
- Там же, стр. 237
- Арзамасские поместные акты, стр. 44.
- Край мой арзамасский. М., 1995, стр. 370
- Трубе Л. Как возникли географические названия Горьковской области. Горький, 1962, стр. 83
- Русинов Н.Д. Этническое прошлое Нижегородского Поволжья в свете лингвистики. Н.Новгород, 1994, стр. 79
- Арзамасские поместные акты, стр. 289
- Инжеватов И.К. Топонимический словарь Мордовской АССР. Саранск, 1987, стр. 244
- Рукописный фонд объединения «Саровская пустынь». Фонд Н.В.Артёмова, д. 3, лл. 28-29
- Арзамасские поместные акты, стр. 84
- Там же, стр. 209
- Там же, стр. 289
- Там же, стр. 355, 359
- Пять веков дивеевской земли, стр. 219-220
- Там же, стр. 222-225
Алексей Михайлович! Большинство «красных» ссылок не работает!
Нет ссылки на первую работу «Поход Успенское — Ореховец 2008 год», которая опубликована на сайте!
Как ваша деятельность пересекается с 36 маршрутами «Тёти Дуси» см. Приложение в соответствующей статье на сайте СК.
Мы стоим на плечах таких ГИГАНТОВ, как Евдокия Мокинова! По крайней мере, я и Валя Кузнецова считают её своим Учителем в Деле организации и проведении ПВД и спортивных походов! Какие-то слова надо обязательно сказать по поводу её деятельности, которая предшествовала вашей!
Ссылки исправил.
Очень много повторов с работой:
«Поход Успенское — Ореховец. Май 2008 года» См. статью на сайте СК!
Да, это одно и тоже. Старый вариант я убрал, чтобы не смущал никого, он мне перестал нравиться.
В этом году Андрей Демидов с друзьями побывал в Ездакове — на нашей прародине… Надо попросить его, сделать фоторепортаж для нашего сайта!
Родившимся в 39 уже указывали место рождения-Березовка. Есть, наверное единственное, фото дома Сергеевых в Березовке. Есть «рукописная» карта расположения всех домов с указанием фамилий хозяев, на момент наибольшего количества домов в деревне. Как-то так…
Дату переименования я взял у В.И.Карпушова в книге «Пять веков Дивеевской земли».
Очень интересно было бы посмотреть и на фотографию, и на схему деревни. Если можете поделиться, свяжитесь, пожалуйста, со мной: дом.тел.: 7-86-69; am.podurets@gmail.com.
Алексей Михайлович
Здравствуйте!!!Случайно попала на эту статью,искала по карте ориентировочно место Березовки(по рассказам папы там был большой пруд,дубовая роща).Оказывается, есть единственное, фото дома Сергеевых в Березовке и «рукописная» карта расположения всех домов с указанием фамилий хозяев, на момент наибольшего количества домов в деревне. Очень интересно было бы взглянуть на это фото,так как возможно,на фото дом моих предков, Сергеевых.Если возможно поделиться фото,буду очень рада.
Ольга olg7095815@mail.ru
Здравствуйте, Ольга. К сожалению, автор комментария, на который вы отвечаете — Александр — на связь с нашим сайтом больше не вышел. Фотографии я не видел.
Здравствуйте дорогие как я понимаю родственники. Меня зовут Константин Александрович Демидов, отец мой Александр Иванович Демидов, сын Ивана Дмитриевича Демидова родившегося в Ездаково. Вот это про моего деда: http://энциклопедия-урала.рф/index.php/Демидов_Иван_Дмитриевич
Я так понимаю мы родственники? Или просто односельчане? Я из Питера, моя почта demidovk@yahoo.com
Буду рад пообщаться.
Костя! Я почти на сто процентов уверен, что на фото по ссылке наш дядя Ваня!
Нашёл в фотоальбоме Отца фото дяди Вани в кепке с орденом Трудового Красного Знамени на груди! Отсканирую и представлю…
О дяде Ване нам известно немного… Из блокадного Ленинграда нашу семью вывез на самолете дядя Миша, как раз в Нижний Тагил к Ивану… Посмотрите статью про нашего Отца — Демидова А. Д. на нашем сайте…
Мать рассказывала, что дядю Ваню сняли с Директора завода за то, что отваливались стабилизаторы мин при стрельбе из миномётов…
Где похоронен дядя Ваня?
Вот эта статья, Костя!
Шестнадцатый в семье. А.Д. Демидов из плеяды создателей ядерного щита Родины
http://sarpust.ru/page/24/
Вот фото И. Д. Демидова из альбома А. Д. Демидова…
Надпись на обороте фотографии: Новосибирск, июль 1942 г.
Надпись на обороте фотографии: Новосибирск, июль 42 г.
Совершенно случайно натолкнулся на вас. Нельзя ли присоединиться к вашим походам иследованиям?
Почта Surn3552@gmail.com