Станиславский и Немирович-Данченко – это не муж и жена,

а три совершенно разных человека.

Старая шутка

 

Кто был архитектором Успенского собора Саровской пустыни? Общепринятым ответом является: послушник нашего монастыря Иван Фёдорович, в монашестве Иоаким. Во многих изданиях по истории Сарова есть сведения о монахе, которого так звали. Например, в книге «Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель»[1] в именном указателе читаем:

Иоаким (Хощевников Иван Федорович; 1738 – 16.10.1804), иеромонах, саровский подвижник. Из калужских купцов, поступил в Саровскую пустынь в 1762 г. 19.06.1779 пострижен в монашество с именем Иоаким. Рукоположен в иеродиакона 20.09.1788, в сан иеромонаха 22.09.1788. В 1793 митрополит С.-Петербургский Гавриил предполагал назначить о. Иоакима в Русскую Америку «для восприятия начальства». Чтобы избежать назначения, о. Иоаким обрил голову и бороду. Скончался в Сарове.

Оставим пока эту запись без комментариев, отметив только, что про Успенский собор в ней нет ни слова.

Успенский собор Саровской пустыни

В книге В.А. Степашкина «Серафим Саровский» помещено более развернутое жизнеописание иеромонаха Иоакима[2]. Приведём его полностью:

Иоаким (Иван Федорович Хощевников; 1738 – 1804) – иеромонах. Происхождением из калужских купцов. Поступил в пустынь в 1762 году. Пострижен в монашество 19 июня 1779 года. Рукоположен в иеродиакона 20 сентября 1788 года. Посвящен в сан иеромонаха 22 сентября этого же года. В конце 1770-х годов, будучи послушником, путешествовал в Киев. Вместе с отцом Назарием отправился паломником в Соловецкий монастырь, где в Анзерском скиту они провели целую зиму. В 1793 году митрополит Санкт-Петербургский Гавриил, предполагая «для восприятия начальства» назначить отца Иоакима в Русскую Америку, вызвал его к себе. Чтобы избежать назначения, отец Иоаким принял неординарное решение: обрил голову и бороду. Обладал талантом художника, он автор рисунка Саровской пустыни 1764 года. Его архитектурным талантом создан Успенский собор.

Здесь уже есть и про Успенский собор, и про известную гравюру с изображением монастыря. Но.

У меня есть большое подозрение, что в приведённой выше биографии соединены два разных человека, носившие в пострижении одинаковые монашеские имена, и я попробую это показать.

В первой книге об истории Саровского монастыря, написанной игуменом Маркеллином и выдержавшей несколько изданий, читаем следующее:

План и фасад делал оной церкви [Успенского собора – А.П.], тояж обители послушник Иван Федоров, из Калужских купцов, при пострижении в монашеский чин преименован Иоакимом; строилось под его присмотром; но освящения оной, за прекращением его жизни не видел; ибо к сожалению Строителя и братии 1775 года Июля 4 числа скончался, за один год и несколько месяцев удостоен хиротониею священства[3].

У нас нет причин подвергать сомнению сведения, сообщенные Маркеллином, этот человек писал свое историческое сочинение в Сарове, и был современником описываемых событий. Итак, иеромонах Иоаким, назовём его Иоаким — архитектор или Иоаким I, происходил из калужских купцов и участвовал в строительстве Успенского собора, за что был произведен в иеромонахи. Но не дожил до окончания строительства, такую деталь биографии трудно выдумать.

Первое известное изображение Саровской пустыни. Приписывается Иоакиму I

Насчёт фамилии Хощевников. Звучит она как-то странно. И действительно, в монастырских документах встречаем такую запись:

В 1763 году уволен из Калужского купечества Иван Федорович Холщевников[4].

Этот вариант фамилии больше похож на правильное написание, Хощевников – что-то непонятное, а Холщевников – вполне себе по-купечески.

Не противоречит сообщению игумена Маркеллина и сочинение другого саровского летописца – послушника Афанасия Илларионовича. Вот что мы читаем в его «Записках»:

При всех же строениях в бытность строителя Ефрема — труды, искусство, тщание в размере — возложено было на трудника калужского купца Ивана Федорова, который имел художество колокольное. И так он к оному строению употребил всеприлежнейшее старание, також и прочие строения надзирал: трапеза, кельи, погреба каменные и всякое монастырское строение было под его смотрением, ибо он имел разум, остроту, понятие размера во всех строениях и любим был отцом строителем попремногу и братией. И по совершении стен церковных пострижен в монахи, и наречено ему имя Иоаким. И не в долгом времени за его благоискусство поставлен во иеромонахи; и пребывал он в том же экономическом попечении и благоволением Божиим скончался горячкою июля 4-го числа 1775 года[5].

Монастырский архив отмечает участие иеромонаха Иоакима в спасении ценностей из монастырской ризницы во время угрозы нападения на Саров войска Емельяна Пугачева в августе 1774 года (менее чем за год до смерти Иоакима)[6].

Что же можно сказать о другом саровском Иоакиме, Иоакиме II? По-видимому, приведенные В.А. Степашкиным данные о ступеньках монастырской карьеры, относятся именно к нему.

Но, в отличие от Иоакима I, Иоаким II оставил след в истории монастыря не благодаря тому, что он сделал, а благодаря тому, чего не сделал.

Поступим так же, как и в предыдущем случае и предоставим сначала слово известным летописцам Саровской пустыни. Первым процитируем автора книги «Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся» иеромонаха Авеля:

Иоаким из курских купцов, в монашескую жизнь поступил с юных лет… Долгое время был уставщиком при церковных службах и книгохранителем при библиотеке… Нрав он имел весьма кроткий и молчаливый… Некогда был случай, … что начальство Духовное, намереваясь отправить в русские владения, в Северной Америке миссию, требовало отца Иоакима, по известности о нем, для избрания его во епископа в ту страну… образом благочестивой жизни обращать диких туземцев из язычества в православную веру. Иоаким из смирения, считая себя недостойным такового сана, притворил себе юродство и тем отклонился от призывания… Преставился мирно в 1802 году, имея от рождения около 70-ти лет[7]. (Уставщик – человек, следящий за порядком чтения и пения в церкви, чтобы они соответствовали уставу).

А вот, что можно прочесть в «Записках» иеромонаха Евгения:

1804 года скончался раб Божий, иеромонах Иоаким (Октября 16 дня, по полудни во доходе 3-го часа, в день воскресный). Родился в г. Курске, из купцов. Пришел в сию пустынь в младых летах; из сей пустыни трудником странствовал в Киев и другие российские монастыри и пустыни; потом в сей пустыни пострижен в монахи; монахом странствовал с отцом Назарием в Соловецкий остров, в коем, в имеющемся там Анзерском скиту жили всю зиму и в сию (Саровскую – А.П.) пустынь оттуда паки возвратились. Но там посвящен в иеромонахи. Послушания же проходил, как в трудниках, монахом и иеромонахом разные: был огородником; посылали его для собирания милостыни в Москву, в Казань и Астрахань; напоследок выбрали уставщиком. Сложения был крепкого… Рукоделие его было работать ложки и точить деревянные четки по старинному манеру лучком…

Да еще при строителе иеромонахе отце Пахомии Святейшего Синода первенствующий член Гавриил, митрополит Новгородский и Санктпетербургский приглашал его в Петербург для восприятия начальства, который (Гавриил) назначал его послать в Российскую Америку, ради просвещения американцев в христианскую веру. Но как он сие начальство почел для себя делом великим и тяжким, почему и показал себя больным. Будучи же в болезни (приключилось ему впасть в меланхолию, коею был одержим), учинил над собою беспримерный поступок, что остриг себе голову и бороду; о таковом его над собою деле отец строитель Пахомий писал в Петербург к митрополиту, почему он от своего послушания и уволен[8].

В общем, Иоаким II упустил свой шанс несколько лучшим способом войти в историю. В 1794 году на остров Кадьяк Алеутского архипелага прибыла первая миссия, состоявшая из нескольких монахов Валаамского и Коневского монастырей (в том числе будущий святой Герман Аляскинский), но ни одного монаха из Саровской пустыни в ней не было.

На что ещё можно обратить внимание? Две самые последние ступеньки своей карьерной лестницы Иоаким II перепрыгнул одним шагом: между датами посвящения в иеродиаконы и в иеромонахи прошло всего 2 дня. И произошли эти посвящения не в Сарове, а на Соловках.

Разночтение в дате смерти – 1802 или 1804 — я бы разрешил в пользу иеромонаха Евгения. Записки иеромонаха Евгения – это своего рода дневник событий, свидетелем которых он сам был, при этом Евгений сообщает не только год, но и день, и час смерти Иоакима, а также день недели. Авель же писал своё сочинение, по-видимому, в Троицкой лавре, и вероятность ошибки в таком случае гораздо выше.

Дата рождения 1738 год, указанная в «обобщённой» биографии Иоакима, относится, скорее, к Иоакиму II, поскольку тогда следует, что он прожил 66 лет, что близко к продолжительности жизни, указанной Авелем – «около 70 лет».

Подведём итог.

Иоаким I. Иван Федорович Холщевников, происхождением из калужских купцов, архитектор и строитель Успенского собора, умер 4 июля 1775 года.

Иоаким II. Родился в 1738 году, происхождением из курских купцов, сопровождал игумена Назария в его поездке на Соловки, отказался от направления в Америку, умер 16 октября 1804 года.

Путали ли этих двух монахов в самом Сарове? Очевидно нет. Иоаким II получил своё монашеское имя при пострижении в 1779 году, через 4 года после смерти Иоакима I.

Почему же их путают наши современники? Наверное, потому, что оба происходили из купеческого сословия, правда, из разных городов. Оба одновременно жили некоторое время в Сарове, правда, одного имени при этом не носили. Но XVIII век от нас всё дальше и дальше, и вероятность путаницы возрастает.

А ведь был в Саровской пустыни как минимум ещё один иеромонах Иоаким – лесохозяин с таким именем упоминается в 1895 году[9].

В заключение автор выражает благодарность Марине Александровне Климковой, чей интерес подтолкнул к написанию этой заметки.

[1] Преподобный Серафим и Дивеевская обитель. М.: Отчий дом, 2011.

[2] В.А. Степашкин. Серафим Саровский. М.: Молодая гвардия, 2018, стр. 130.

[3] [Игумен Маркеллин] Краткое историческое описание Саровской пустыни. М, 1819, стр. 63-64.

[4] Центральный государственный архив республики Мордовия (ЦГАРМ), ф. 1, оп. 1, д. 246, л. 33.

[5] Записки Афанасия Илларионовича. Известия Тамбовской учёной архивной комиссии (ИТУАК). Выпуск 49. Тамбов, 1904, стр. 190.

[6] Описание внутреннего в нижней части России смятения… ИТУАК вып. 49, 1904, стр. 229-231.

[7] [Авель]. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М.: Сретенский монастырь, 1996, стр. 83-84.

[8] Записки иеромонаха Евгения. ИТУАК вып. 49, 1904, стр. 253-254.

[9] Саровская общежительная пустынь. Подробное описание. М.: 1908, стр. 200.

К этой записи 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>