Часто при поиске материалов по истории Присаровья в дореволюционной литературе попадались интересные (по мнению автора) с точки зрения современного человека образцы рекламы, отражающие быт и вкусы тогдашних обывателей. И постепенно сложилось желание ознакомить с ними читателей сайта «Саровский краевед». Ни разу не специалист в области рекламы и не претендую на системный метод в её историческом описании в этом материале. Поэтому применю несколько менее научный подход.

     По наблюдениям автора, реклама в печатных российских изданиях начала появляться в конце 19 века, но широко распространилась только с начала 20 века. Сначала – в периодических изданиях и справочниках, а потом и в остальных книгах. Причём в религиозных изданиях присутствовала реклама товаров и услуг преимущественно на соответствующую тематику – в основном, религиозной атрибутики, литературы и т.п. ‒ см. рис.1.

Рис.1

    Теперь о «хлебе насущном» – о рекламе продуктов питания ‒ см. рис.2-6. «Боржомъ продается везде» – я бы добавил «и во все времена».

Рис.2

    «Электро-колбасное заведение» – что бы это значило? Сейчас-то в моде всё натуральное.

Рис.3

    А вот и тогдашний супермаркет – разнообразный ассортимент. У нас в Сарове его бы назвали «лифчики-огурчики»!

Рис.4

     Чудо-дрожжи – «наивысшей подъемной силы»!

Рис.5

      «Нарзанъ» раньше можно было не только пить, но и курить, причём с «Иосифом Джигитом». Были и специальные «излюбленные публикой папиросы Студенческие» (дешёвые или, может, просто “забористые”?).

Рис.6

      Продолжим интересными образцами рекламы промтоваров ‒ см. рис.7-17. «Т-во Брокаръ и Ко» в СССР стало носить название «Красная заря». А его хит продаж – духи «Букет Императрицы» – получили новое имя «Красная Москва».

Рис.7

     Фирма «Треугольник» в советское время стала, как не трудно догадаться, «Красным треугольником».

Рис.8

     Товарищество Нижегородской льнопрядильной мануфактуры в новое время стало фабрикой «Красный Октябрь».

Рис.9

      В советское время многие мечтали об обуви немецкой фирмы «Саламандер», а вот до революции аналогичное название носила отечественная фирма с «несколько» другим ассортиментом – вплоть до «бронебойных и фугасных снарядов всех величин».

Рис.10

      Ну и куда же без знатного капиталиста и, по совместительству, основателя знаменитой премии Альфреда Нобеля? Заметим, что основной свой капитал он заработал именно в Российской Империи. Так что эта премия, выплачиваемая с процентов от его размещения в зарубежных банках, можно сказать, выплачивается за наш счёт. Кстати, на нефтепромыслах Нобеля в Баку работало много крестьян из присаровского села Елизарьево – одним из управляющих там был наш земляк.

Рис.11

    А вот и гаджет тех времён – суперзеркало с музыкой и стереоскопическими «интересными и забавными видами».

Рис.12

Рис.13

      Искус быстро разбогатеть вечен, и уже наготове «популярное руководство для желающих испытать счастье на Бирже».

Рис.14

      Не забывали и про охотников и рыболовов – причём, видимо считалось (судя по рекламе), что эти занятия можно было совместить с занятиями спортом. На зимнюю рыбалку можно добраться на лыжах и коньках. А если промахнулся на медведя – тут и пригодится велосипед.

Рис.15

     Ну а после таких приключений неплохо бы помыться и простирнуться, а затем приготовить что-то съедобное из трофеев, если повезло, конечно.

Рис.16

     А потом пора и за работу – всё для земледелия уже наготове.

Рис.17

      Поработали? Напряглись? Самое время подлечиться ‒ см. рис.18-24. Средства от геморроя тут как тут.

Рис.18

     После этого тоже не мешает помыться.

Рис.19

     И следует «НОВОЗОНЪ принимать внутрь при всех болезнях».

Рис.20

    Ну кроме облысения, конечно, тут наготове другое чудо-средство.

Рис.21

      «Делу – время, потехе – час». Как станешь волосатым и красивым, потянет на разные «подвиги». Тем более, дамы уже тоже подготовились.

Рис.22

     И не волнуйтесь за последствия. В крайнем случае – «новейшее средство “SALO ПИЧИЛИНЪ” действует быстро и радикально».

Рис.23

     О вас подумал и доктор Блюменталь (опечатка – Борменталь? втайне от профессора Преображенского?).

Рис.24

 

     Ну и, наконец, реклама услуг ‒ см. рис.25-28. Судя по названию акционерного общества, уже тогда предвидели современные тренды.

Рис.25

    Такая реклама не эффективна? «Плакаты Гиршовича достигают цель»!

Рис.26

      После такой чертовщины вполне уместна следующая реклама.

Рис.27

     В крайнем случае (не дай бог), и такая — «новые колесницы» как-никак!

Рис.28

      А как с печатной рекламой было после революции? Об этом в следующий раз.

 

©2022 В.Н.Ганькин, ИО «Саровская пустынь»
valery.sarov@mail.ru

При написании материала использованы печатные источники с сайта НЭБ – Национальной электронной библиотеки.

Просмотров: 309

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>