УЧЁНЫЙ–ГАЗОДИНАМИК С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ

(К 85-летию Евгения Евграфовича Мешкова)

А. Б. ГЕОРГИЕВСКАЯ, Ал. А. ДЕМИДОВ

          31 января 2022 года исполнилось 85 лет со дня рождения учёного-газодинамика с мировым именем Мешкова Евгения Евграфовича.

Е. Е. Мешков (31.01.1932 – 01.03.2020) кандидат физ.- мат. наук (1978), старший научный сотрудник (1984), «Почётный ветеран РФЯЦ-ВНИИЭФ» (2008), Кавалер Ордена «Дружбы» (2008), один из первооткрывателей неустойчивости границы двух сред с разной плотностью, индуцированной ударной волной. Он — организатор и первый руководитель гидродинамической лаборатории на базе СарФТИ НИЯУ МИФИ, много лет отдавший работе со школьниками и студентами. Без всякого сомнения, Мешков Е. Е. один из самых известных, если не самый известный в научном мире учёный Института физики взрыва РФЯЦ-ВНИИЭФ.

Мешков Евгений Евграфович (31.01.1932 – 01.03.2020)

          Родился Женя в 1937 году в посёлке городского типа Кача Севастопольского района, фактически в Севастополе. Его мать, Никитина Валентина Никитична, была служащей, работала бухгалтером. Отец, Мешков Евграф Петрович, был курсантом Качинского училища военных лётчиков. Вскоре после рождения Жени они развелись. Когда началась война, он с матерью попал в оккупацию. Был в оккупации с 1941 по 1944 гг. Как писал сам студент Евгений в своей автобиографии в феврале 1959 года: «Наша семья состоит из меня и матери. Братьев и сестёр у меня нет». В 1944 году Женя пошёл в среднюю школу в Севастополе. Там же в 1953 году вступил в комсомол. После окончания школы в 1954 году поступил в Московский Инженерно-физический институт (МИФИ). По завершению обучения приобрёл специальность «Физика быстропротекающих химических процессов», и был направлен в 1960 году на работу на наше предприятие (ныне РФЯЦ – ВНИИЭФ в городе Сарове Нижегородской области). Прошёл путь от молодого специалиста – инженера в отделе Л. В. Альтшулера Сектора 3 (ныне Институт экспериментальной газодинамики и физики взрыва (ИФВ) РФЯЦ-ВНИИЭФ) до начальника лаборатории в отделе натурных испытаний под руководством В. С. Сасика. Основные научные результаты были получены Е. Е. Мешковым в отделе, руководимом А. С. Козыревым. В одной из характеристик, подписанной  А. С. Козыревым в мае 1970 г., говорится: «Тов. Мешков Е. Е., старший инженер, имеет богатый опыт в проведении сложных газодинамических исследований. Лично Мешковым Е. Е. была предложена новая для сектора 3 методика изучения процессов газодинамики и сконструирована установка, на которой проводятся важные исследования. Проводимые тов. Мешковым эксперименты отличаются изяществом постановки, им получены оригинальные результаты». Очевидно, здесь как раз идёт речь об ударной трубе, на которой и было сделано открытие мирового уровня.

Неустойчивость Рихтмайера-Мешкова (Richtmyer – Meshkov instability) – течение, которое реализуется в случае, когда ударная волна проходит через возмущенную границу веществ с различной плотностью. Теоретически была предсказана Робертом Рихтмайером (Robert Davis Richtmyer, 1910 – 2003), одним из участников проекта по созданию водородной бомбы, работавшим в Лос-Аламосской Национальной Лаборатории (США) в качестве руководителя теоретического отдела (T division). Р. Рихтмайер рассмотрел предельный случай уже известной неустойчивости Рэлея — Тейлора, а именно, при импульсном характере ускорения границы между двумя средами. Результаты своих теоретических исследований он опубликовал в 1960 году (Taylor instability in shock acceleration of compressible fluids. Commun. Pure Appl. Math. V. 13, 297 (1960)). Неустойчивость Рэлея-Тейлора развивается в случае, когда ускорение направлено от «легкой» среды к «тяжёлой», в противоположном направлении течение является устойчивым. Возможно, поэтому Р. Рихтмайер рассмотрел только случай, когда ударная волна проходит из «лёгкой» среды в «тяжелую» среду, возникающее в обратном же направлении течение не рассматривалось.

          В 1966 году Мешков Е. Е. не только подтвердил теоретические выводы Р. Рихтмайера экспериментом на разработанной им ударной трубе, но и показал, что неустойчивое течение развивается и в обратном направлении, когда ударная волна проходит из «тяжелой» среды в «лёгкую» среду (опубликовано в журнале Изв. АН СССР. МЖГ № 5, 151 (1969)). Это принципиально отличало процесс от классической неустойчивости Рэлея — Тейлора. Исторический вклад Мешкова Е. Е. в это открытие он сам довольно подробно описал в одном из выпусков журнала «Атом» (№ 84, 2019). Тем не менее, безусловно, рассказ из уст самого первооткрывателя каждый раз вызывал восторг у слушателей, в первую очередь, благодаря выражению лица, хохоту и эпитетам, которыми сопровождался рассказ. Запомнилась такая фраза Евгения Евграфовича, как «для порядка пустил ударную волну в обратном направлении – из тяжёлого в лёгкое, у меня глаза на лоб полезли, когда я посмотрел на снимок».

Группа Мешкова Е. Е. в 1968 году. Фотография с секторской Доски Почёта.

Стоят: Т. Куманёва (Кораблёва), Е. Мешков. Сидят: В. Кручинин, А. Мунин.

          Из характеристики 1975 года перед защитой диссертации, подписанной начальником сектора 3 Л. М. Тимониным: «Тов. Мешков Е. Е. является одним из ведущих сотрудников подразделения института в области  исследований, моделирующих газодинамические процессы, которые протекают при работе конструируемых изделий и в окружающей их среде. В проведении этих исследований он успешно сочетает владение экспериментальной техникой с глубокими теоретическими знаниями.

          В течение 2-х лет 1970 — 1972 гг. тов. Мешков Е. Е. читал курс лекций по газодинамике в вечернем отделении МИФИ».

          В одной из последних характеристик (1988), хранящихся в Личном деле, где «тов. Мешков рекомендуется в 10-дневную командировку в Соединённые Штаты Америки для участия в качестве докладчика на семинаре в Принстонском университете», говорится: «Работы т. Мешкова Е. Е. по экспериментальному исследованию гравитационной неустойчивости получили международное признание.

          Тов. Мешков Е. Е. обладает хорошими организаторскими способностями, умеет мобилизовать людей на выполнение производственных задач, создавать деловую и творческую обстановку в коллективе.

          Тов. Мешкова характеризует широта научных интересов, творческая инициатива и  изобретательность.

          Тов. Мешков Е. Е. политически грамотен, честен, тактичен, самокритичен, дисциплинирован. Уделяет должное внимание воспитанию научных кадров. Под его руководством защищены две кандидатские диссертации (Невмержицкий Н. В., Толшмяков А. И.). Тов. Мешков Е. Е. является автором и соавтором 13 статей в открытой печати, 18 изобретений и более 50 тематических отчётов».

Действительно, в 1978 году Евгению Евграфовичу было присвоено звание «Лучший исследователь», трижды в 1980, в 1981 и 1984 годах ему было присуждено звание «Лучший изобретатель предприятия».

          «Тов. Мешков Е. Е. ведёт большую общественную работу по нравственно–эстетическому воспитанию среди сотрудников института, он является одним из активных членов Дома Учёных, подготовил и устроил персональную выставку своих живописных работ…»

Художник Мешков на своей персональной выставке в Доме Учёных (1978)

          Творческое, художественное наследие Евгения Мешкова нам ещё только предстоит осмыслить…

          Одним из первых во ВНИИЭФ Е. Е. Мешков начал выезжать в зарубежные командировки для участия с докладами на международных конференциях и семинарах.

На V Международном семинаре по физике турбулентного перемешивания сжимаемых сред. США, Нью-Йорк (1995)

Слева направо: Ю. В. Янилкин, А. И. Толшмяков, Н. В. Невмержицкий,

Дж. Глинн (председатель оргкомитета семинара) Е. Е. Мешков,

В. П. Башурин

12-й Международный семинар по турбулентному перемешиванию (IWPCTM-12, Москва, 2010)

Е. Е. Мешков с представителями китайской делегации

 «Одним забавным случаем, связанным с неустойчивостью Рихтмайера — Мешкова, которым поделился Е. Е. Мешков, была история о периоде его международного сотрудничества. (Рассказывает старший научный сотрудник ИФВ А. Б. Георгиевская.) Один из зарубежных исследователей как-то сказал Евгению Евграфовичу «честно говоря, я всегда думал, когда слышал выражение «неустойчивость Рихтмайера — Мешкова», что Рихтмайер – это имя, а Мешков – фамилия».

На самом деле, помимо таких рассказов, Евгений Евграфович всегда повторял «нужно читать, учите языки», сам он довольно неплохо изъяснялся на английском, увлекался французским.  Мешков Е. Е. был знаком с работой Рихтмайера, но собственное любопытство заставило заглянуть его глубже. Как минимум, благодаря совокупности двух качеств – тяги к знаниям (через общение и чтение) и природного любопытства – он стал учёным мирового уровня. И в более поздний период он обменивался мнениями о прочитанных статьях, результатах экспериментов и новых идеях не только с видными учёными, но и со школьниками, студентами. Часто складывалось впечатление, что разницы в 30, 40, 60 лет между ним и ребятами нет совсем. Часто учёные, добившись признания, создают вокруг себя ореол «всезнания», это отталкивает как молодых, так и закрывает перед самим учёным возможность задавать вопросы, чтобы глубже понять суть явления. Отсутствие надменности в общении с Евгением Евграфовичем создавало приятную рабочую атмосферу вокруг него. Вообще, стоит отметить, что сам Мешков при публикации статьи никогда не ставил себя первым в списке авторов, а расставлял всех, в том числе и школьников, в алфавитном порядке. Своих учеников он нещадно отчитывал, если кто-то не придерживался этого правила, ставя себя или Евгения Евграфовича на первое место.

Стоит также сказать и о том, как Евгений Евграфович относился к увековечиванию своего имени. Однажды, в начале 2010-х годов, помогая ему подготовить и адаптировать обзорную статью о своих многолетних исследованиях гидродинамических неустойчивостей и турбулентного перемешивания в зарубежном журнале Physica Scripta, я столкнулась с тем, что он не использовал традиционного названия неустойчивости, им же открытой. Вместо краткого словосочетания неустойчивость Рихтмайера — Мешкова (НРМ) через строчку тянулась длинная фраза – неустойчивость границы двух сред с разной плотностью, индуцированная ударной волной. На мою фразу, что это трудно читать и почему бы просто не написать неустойчивость Рихтмайера — Мешкова, он ответил: «Вы знаете, мне всегда как-то неловко про себя лишний раз говорить».

Есть несколько интересных фактов о Е. Е. Мешкове и Р. Рихтмайере. Помимо интересов в области физики, оба учёных всерьёз занимались искусством. Коллеги Евгения Евграфовича называли его без какого-либо сарказма художником. И до сих пор у работников ИФВ хранятся портреты, написанные его рукой. Роберт Рихтмайер играл на скрипке и состоял в Филармоническом оркестре Боулдера (профессиональный симфонический оркестр). Оба учёных проявляли интерес к иностранным языкам: помимо родного английского Рихтмайер владел немецким, французским и русским языками, область интересов Мешкова Е. Е. — английский и французский. Гениальный человек гениален во всём. Интересным фактом является и то, что Роберт Рихтмайер посещал Россию в конце 60-х годов (Академгородок, 1967 год), а Мешков не раз бывал в США в начале 90-х годов, еще при жизни Рихтмайера. Но за всю жизнь два учёных, открывших неустойчивость границы двух сред с разной плотностью, индуцированной ударной волной (как её «кратко» называл Евгений Евграфович), живших и работавших в одно и то же время, так ни разу и не встретились. Бывает и так в жизни. Возможно, их беседа не ограничивалась бы только вопросами развития гидродинамических неустойчивостей».

          Одним из первых во ВНИИЭФ, если не ПЕРВЫМ Е. Е. Мешков стал руководителем проекта Международного научно-технического центра (МНТЦ).

          В Личном деле Е. Е. Мешкова указаны многочисленные Благодарности и отметки о занесении на Доску Почета подразделения, а 1983 году Евгений Евграфович был удостоен Доски Почёта ВНИИЭФ. В Л Д фигурируют премии «За рац. предложения», «За изобретения», в 1970 г. Е. Е. Мешков был занесён в Книгу Почёта Сектора, а в 1975 году он награждён Знаком «Победитель Соц. соревнования 1974 г.» и медалью «Ветеран труда» — в 1986 г.

          В 2009 г. Евгений Евграфович целиком и полностью переключился на работу с молодёжью — школьниками и студентами в своей гидродинамической лаборатории (ГДЛ) на базе СарФТИ НИЯУ МИФИ.

Е. Е. Мешков в своей гидродинамической лаборатории в СарФТИ

          Пожалуй, научная работа с молодежью была главным призванием этого талантливого Человека! Его воспитанники занимали высокие места на Школьных Харитоновских Чтениях. Мешков Е. Е. привлекал к деятельности по взаимодействию со школьниками и студентами сотрудников различных подразделений ВНИИЭФ. Среди них такие учёные как Юрий Базаров, нач. лаб. ИФВ (сейчас руководит ГДЛ), Алла Георгиевская, с. н. с. ИФВ, в декабре 2021 г. защитила кандидатскую диссертацию (лауреат конкурса «Человек года Росатома -2017»), Олег Ольхов (зам. директора департамента – начальник отдела Госкорпорации «Росатом», канд. физ. – мат. наук) и многие другие талантливые учёные.

Сотрудники РФЯЦ-ВНИИЭФ со школьниками и студентами в ГДЛ СарФТИ (2006)

          Значительную часть своего времени Е. Е. Мешков посвящал работе в редколлегии журнала «Атом». Читателям журнала хорошо знакомы материалы: «ГРАВИТАЦИОННАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ» в соавторстве с В. А. Раевским (№ 21, 2002); «Саровские школьники раскрывают тайну «взрыва» Челябинского метеорита» (№ 64, 2014); «Начало исследований «рихтмайеровской» неустойчивости во ВНИИЭФ» (№ 84, 2019); «Моё «открытие» Америки» (№ 87, 2020) и другие.

Нельзя не сказать о наследниках Евгения Евграфовича по семейной линии. У него три сына: Михаил (1962 г. р.), Максим (1969 г. р.), Даниил (1988 г. р.) и дочь Марина (1986 г.р.).

Умер Евгений Евграфович Мешков 01 марта 2020 года. Похоронен на Аллее Почётных захоронений муниципального кладбища в Сарове.

          Имя Е. Е. Мешкова навеки вписано в историю мировой науки.

          Память об этом Талантливом Человеке навсегда останется в сердцах и душах детей, школьников, студентов, родных, близких, друзей и коллег по работе…

(Материалы для статьи предоставили: М. А. Власова, З. В. Соколова,

А. Л. Михайлов, М. М. Ерзина.)

                                                           ГЕОРГИЕВСКАЯ Алла Борисовна,

ДЕМИДОВ Алексей Александрович

старшие научные сотрудники научно-теоретического отдела ИФВ РФЯЦ-ВНИИЭФ, январь 2022 г.

Просмотров: 486

К этой записи 3 комментария

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Эта статья, написанная нами: А. Б. Георгиевской и Ал. А. Демидовым для журнала «АТОМ» давным давно прошла все разрешительные комиссии и уже более года ждёт своего опубликования…

    Но у Нины Анатольевны Волковой свой подход к очерёдности публикаций в журнале «АТОМ»…

    Решил , что далее откладывать публикацию этого материала на сайте СК НЕЛЬЗЯ! (Хотели опубликовать после выхода статьи в журнале «АТОМ»).

    Уверен, что к 90-летию Е. Е. Мешкова мы подготовим и ВЫПУСТИМ ЦЕЛУЮ КНИГУ об этом незаурядном ЧЕЛОВЕКЕ!

    Присылайте свои воспоминания ВСЕ, чья жизнь была каким -то образом связана с Евгением Евграфовичем Мешковым! Особо будем рады воспоминаниям бывших школьников!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Позвонила на днях Татьяна Кораблёва.

    Она 38 лет проработала с Мешковым…

    У неё большой фотоматериал!

    Попросил её готовить материал для книги о Мешкове.

    Очень рад, что она вышла на связь с нами!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Оказывается, по ПРИКАЗУ Директора В. Е. Костюкова запланирован выпуск Сборника материалов по Е. Е. Мешкову на 2024 год.

    Ответственная — А. Б. Георгиевская.

    Будем ждать…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>