В 2003 и 2014 годах в Нижнем Новгороде были изданы 2 комплекта открыток по фотографиям знаменитого нижегородского фотографа М.П. Дмитриева (1858-1945). Об их выпуске упоминалось в одном из материалов на сайте «Саровский краевед» несколько лет назад, но они достойны более тщательного рассмотрения. Казалось бы, ничего особенного, такие открытки по фото Дмитриева издаются часто. Но следует обратить внимание на то, что эти открытки сделаны не по дореволюционным открыткам Дмитриева, и не по отпечатанным фотографиям, а именно по оригинальным негативам на стеклянных фотопластинках из архива фотографа, которые хранятся в Государственном архиве аудиовизуальной документации Нижегородской области. На первом комплекте это указано явно, на втором – нет. Но они носят одинаковое название и оформлены почти одинаково, что указывает на их общее «происхождение». Да и в описании открыток из второго комплекта приводится размер негатива, что говорит в пользу такого предположения. И это очень важно для саровских краеведов. Это значит, что, во-первых, они возможно не отпечатаны на дореволюционных открытках массовыми тиражами и, следовательно, не очень известны. Во-вторых, они могут быть не обрезаны под формат дореволюционных открыток и, следовательно, могут содержать немного больше информации. И, в-третьих, они могут быть датированы, т.к. в то время фотографы часто подписывали свои негативы. Так ли всё это на самом деле – давайте разберёмся.

.

Комплект 2003 года

       Первый комплект состоит из 18 открыток. Текст на обложке сообщает, что это «Совместный издательский проект Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря и Государственного архива аудиовизуальной документации Нижегородской области. Дизайн и допечатная подготовка В.Кочнев. Отпечатано в типографии Художественно-производственного предприятия «Софрино» РПЦ». Открытки практически стандартного размера 165х120мм на глянцевом полукартоне, информации о тираже нет. Обложка – см. фото 1, 2. (Оттиск памятного штемпеля300 лет САРОВСКОЙ ПУСТЫНИна обложке и на самих открытках не является элементом издательского оформления и проставлен в 2006 году на Саровском почтамте – прим. автора).

Фото 1, 2. Обложка набора открыток выпуска 2003 года

       В тексте на обложке комплекта, утверждается также, что они «…отпечатаны с подлинных стекол, сохранившихся в фондах архива аудиовизуальной документации Нижегородской области, публикуются впервые…». Последнее вряд ли соответствует действительности. По крайней мере, 70% из них – №1-5,7-12,14,16 (нумерация автора) издавалось М.Дмитриевым в начале 20 века (1904-11г.г.) в виде почтовых карточек. Это относится и к фото на развороте обложки комплекта (ПК Дмитриева №287).

        На обороте у всех открыток одна и та же структура надписи – “(название сюжета). Фото М.П. Дмитриева, 1904 г.”. На лицевой стороне название сюжета изложено в сокращении. На фото 3,4 приведено изображение одной из них.

Фото 3, 4. Лицевая и обратная стороны одной из открыток 2003г.

     Обращает внимание одна и та же датировка всех фото – 1904 год. Казалось бы, что указание на обложке комплекта открыток, что они «отпечатаны с подлинных стекол», почти гарантирует правильность датировки. Однако, как мы увидим далее, это не совсем так!

Комплект 2014 года

     Второй комплект состоит из 25 открыток. Он носит такое же название, как и первый. Да и фото тонированы примерно так же (немного светлее), как и на первом комплекте. В тексте, приведённом на обложке комплекта, сообщается: «Дизайн и допечатная подготовка: Бойков А.А. Комплект из 25 открыток отпечатан в типографии «Нижегородская лаборатория» тиражом 1000 экз.» Открытки практически стандартного размера 165х118мм, на картоне. Обложка – см. фото 5, 6.

Фото 5, 6. Обложка набора открыток выпуска 2014 года

         На обороте у всех открыток одна и та же структура надписи – “Свято-Успенская пустынь. (название сюжета). Место съемки: г. Саров, Нижегородская губерния. Фото М.П. Дмитриева, Дата съемки: (год съемки) Негатив на стекле 18х24 (см)”. Напечатанное на лицевой стороне название сюжета совпадает с приведённым на обороте. На фото 7,8 приведено изображение одной из них (в Приложении приведены сканы всех открыток второго комплекта).

Фото 7, 8. Лицевая и обратная стороны одной из открыток 2014г.

           Около 60% из них – №1-3,5-7,11-16,20,21 (нумерация автора) издавалось М.Дмитриевым в начале 20 века (1904-11г.г.) в виде почтовых карточек. Это относится и к фото на развороте обложки комплекта (ПК Дмитриева №288).

 

Сравнение комплектов открыток

1) Оба набора практически одного размера и дизайна, хотя на них и указаны разные дизайнеры. Оба выпущены по благословению епископа (митрополита) Нижегородского и Арзамасского Георгия.
2) В первом наборе 18 открыток, во втором – 25.
3) Набор сюжетов второго комплекта почти полностью включает в себя набор сюжетов первого (поэтому фото первого комплекта и не приводится). Исключение составляют две похожие открытки из разных комплектов, приведённые выше для иллюстрации. Обе они посвящены Ближней пустыньке и изображают один объект, но сфотографированный с разных точек.
4) На обороте открыток второго набора приведена надпись «Негатив на стекле 18х24» (см). На первом наборе такой надписи нет.
5) Первый комплект имеет одинаковую датировку всех фото – 1904 год. У второго комплекта первые 5 фото датированы 1897 годом, следующие 14 – 1904 г. и последние 6 – «н(ачало) ХХ в.».
6) Фото на первых трёх открытках из второго набора совпадают с фото трёх открыток первого набора, но, в отличие от него, имеют датировку 1897 год.
7) Ещё три фото из конца второго набора совпадают с последними фото первого набора, но, в отличие от него, имеют более общую датировку – «н(ачало) ХХ в.».

 

Какие же основные выводы можно сделать из их сравнения?

1) Большая часть сюжетов этих открыток издавалась в начале 20 века самим М.Дмитриевым в виде почтовых карточек (ПК). Но сюжеты 11 открыток из второго набора №4,8-10,17-19,22-25 им по каким-то причинам не издавались. (возможно, некоторые из них могли присутствовать на ПК других издателей, например Фишера). Не приведён ни один из этих 11 сюжетов и в широко известном современном альбоме «Максим Дмитриев. Серия “Фотографическое наследие”. Планета, М. 1996». Тираж 5000 экз. И, видимо, поэтому не так широко известны. По крайней мере, в широкодоступных изданиях эти сюжеты не встречаются.

2) Кадрирование фотографий на открытках из современных комплектов почти соответствует кадрированию фото на дореволюционных ПК. Точка съёмки выбиралась фотографом очень тщательно, видимо сразу из расчёта на контактную фотопечать.

3) Глядя на некоторый разнобой в датировке фото из разных комплектов, можно предположить, что стеклянные негативы Дмитриева не подписаны, иначе датировка фото была бы одинаковой. Видимо современные издатели судили о датах снимков по надписям на конвертах негативов (которые у некоторых фотопластинок могли быть утрачены или повреждены) или по записям в «амбарных книгах», где сюжет видимо, был описан без подробностей, и могла произойти путаница. Или же вообще описания некоторых фотопластинок не сохранились.

        Видимо, следует больше доверять датировке открыток из второго набора. Во-первых, она хоть разная у разных фото. Во-вторых, рассмотрим один казус. Посмотрим внимательнее на похожие фото 3 и 5 избушки на Ближней пустыньке из разных комплектов – оба снимка датированы 1904 годом. И хотя снято с разных точек, но видно, что на втором фото добавилась вторая избушка рядом с первой! Значит, даты съёмки разные – избушку быстро не выстроишь. Что-то нам подсказывает, что вторую избушку «подогнали» к торжествам 1903 года (традиция у нас такая – готовиться к Датам!) и вряд ли снесли через год! Значит, фото из первого набора (с одной избушкой) сделано раньше указанной на нём даты – 1904 года. Скорее всего, в первый приезд Дмитриева в Саров – в 1897 году. И описанный казус даёт повод не очень доверять датировке и некоторых других открыток первого набора.

     Всё это очередной раз наводит на мысль, что саровским краеведам надо бы ехать в Нижегородский архив и самим работать с хранящимся там фондом М.П. Дмитриева. А там, глядишь, и заняться выпуском альбома со всеми известными его фотографиями, посвящённым Сарову, Дивееву и Понетаевке. А средства на это можно попросить либо у Нижегородской епархии (и её спонсоров), либо заявиться на грант в рамках создаваемого туристического кластера Арзамас-Дивеево-Саров. Удачи!

©2019. В.Н.Ганькин, ИО «Саровская Пустынь»

.

Приложение. Открытки из комплекта «Святые места земли Саровской» выпуска 2014 года

(нумерация автора, в скобках – номера ПК Дмитриева).

1. 1897 г. (№277)

2. 1897 г. (№399)

3. 1897 г. (№291)

4. 1897 г.

5. 1897 г. (№282)

6. 1904 г. (№379)

7. 1904 г. (№294)

8. 1904 г.

9. 1904 г.

10. 1904 г.

11. 1904 г. (№276)

12. 1904 г. (№286)

13. 1904 г. (№289)

14. 1904 г. (№293)

15. 1904 г. (№284)

16. 1904 г. (№281)

17. 1904 г.

18. 1904 г.

19. 1904 г.

20. Н. XX в. (№349)

21. Н. XX в. (№280)

22. Н. XX в.

23. Н. XX в.

24. Н. XX в.

25. Н. XX в.

 

К этой записи 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>