Как известно, в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре во времена Российской Империи существовали разные художественные промыслы, в т.ч. и фотография, которую в 19 веке часто называли светописью. Интересно, а когда же она появилась в Серафимо-Дивеевском монастыре и где располагалась?
    В книге «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном наследии» М, 2015 (стр.244) утверждается «В 1875 г. в монастыре была создана литографическая мастерская в двух отделениях метахромотипном и хромолитографическом. Разрешение на содержание “двух литографических станков для печатания икон” было дано Нижегородским губернским правлением 23 апреля 1875 г. за № 2123. Одновременно была устроена и фотографическая мастерская».
     Однако другие источники утверждают, что фотографическая мастерская была “устроена” не совсем одновременно с литографической. Вот что пишется об этом в статье «Светопись» на сайте pokrov.pro: «С середины XIX в. в монастыре активно развивалась литография… Постепенно литография из-за сложности процесса изготовления изображений стала заменятся фотографией. Учреждено фотографическое послушание было приказом Нижегородского губернатора в 1882 г. А Кондратов в журнале “Душеполезное чтение” в 1896 г. пишет: “Заслуживают внимания доведенное до высокой степени совершенства искусство живописи, а также занятия метахромотипией и фотографией”. В начале дивеевская фотография ограничивалась съемкой портретов и монастырских видов. В наши дни снимают все важные события в жизни обители».
    Заметим, что фотография (светопись) в России в это время только-только начала развиваться и была технически довольно сложным делом не только для монахинь. Достаточно вспомнить, что основоположник Нижегородской фотографии знаменитый фотохудожник А.О.Карелин своё первое фотоателье в Нижнем Новгороде открыл только в 1869 году. А другой знаменитый Нижегородский фотохудожник М.П.Дмитриев открыл фотоателье в Нижнем Новгороде в середине 1880-х годов. Так что эта более поздняя датировка появления фотомастерской в монастыре кажется более обоснованной.
    А где же находилась монастырская фотография? В упомянутой выше книге «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном наследии» (стр.247) приводятся слова посетившей в 1887 г. Дивеевскую обитель княжны Елены Горчаковой: «Особенного внимания заслуживают корпуса живописный и литографический, где сестры кроме живописи и литографии, занимаются фотографией, метохромотипией и резьбой по металлу». Т.е. фотомастерская находилась в живописном или литографическом корпусе.
    Дивеевский краевед В.И.Карпушов в своей книге «Путеводитель по земле Дивеевской. Справочник» (Дивеево, 2001г.) объединяет эти два корпуса (стр.84): «Литографический корпус. В простонародье именуется живописным. Двухэтажный, низ кирпичный, верх ‒ деревянный. Построен в 1890 году. Расположен по южной стороне Святой Канавки, фасадом на север». Однако другие источники говорят о том, что корпусов всё же было два: более старый ‒ живописный и более новый ‒ литографический. В уже упомянутой книге «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном наследии» (стр.246) они описаны так: «Отдельный двухэтажный корпус для литографии был выстроен в 1890 г. Нижний этаж был каменный, а верхний – деревянный. К нему, равно как и к рядом расположенному живописному корпусу, были пристроены отдельно стоящие кухни. Здание литографии сохранилось до наших дней. Двухэтажный деревянный корпус для живописного послушания, выстроенный в 1854 г., около 1885 г. был обложен кирпичом. При корпусе располагался кирпичный павильон для фотографии».
    Видимо, изначально (в 1870-х годах) литографическую мастерскую «подселили» к существующей живописной, и они первое время действительно находились в одном корпусе. Но объёмы работы увеличивались и это потребовало расширения площадей. Тогда для литографической мастерской и было построено отдельное здание (в 1887 или 1890 году). Но к какому же из них была пристроена фотография?
   В очерке Путника (Н.Лендера) «Поездка в Саровскую пустынь» (1903 Русский вестник Т.285 [№6] Июнь с.589) находим такое описание: ‒ см. рис.1.

Рис.1

 

      Здесь фотография перечисляется в ряду прочих (не живописных) промыслов. Рассмотрим план Дивеевского монастыря начала 20-го века ‒ см. рис.2.

Рис.2

 

      На нём южнее канавки видно два здания с одинаковым названием «Рукодельная». Скорее всего, это и есть живописный и литографический корпуса. И к обоим есть пристройки, а к восточному (на плане он справа) – даже не одна. Выше упоминалось, что к обоим «были пристроены отдельно стоящие кухни». Но у западного корпуса только одна существенная пристройка, где может поместиться кухня. Тогда получается, что именно он – живописный корпус, а восточный корпус с двумя пристройками (кухня и фотография) – это литографический корпус. И, действительно, вспомним приведённую выше цитату из книги «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном наследии» «Здание литографии сохранилось до наших дней». А сохранился именно восточный корпус. Рискну предположить, что не сохранившаяся правая пристройка к нему, расположенная внутри территории монастыря, и была кухней. А южная пристройка, находившаяся на границе его территории, это бывшая фотография. Так в неё легче было попасть приходящим клиентам фотографии.

 

Паспарту мастерской Серафимо-Дивеевского монастыря.

     Их сохранилось, видимо, не так много. Впрочем, серьёзный поиск таких паспарту ещё впереди. По пока известным автору (17 экз. из 5-и источников) можно выделить 2 типа дивеевских паспарту. Первый тип – односторонний, второй – двусторонний с серовато-синей гравюрой вида монастыря с южной стороны на обратной стороне паспарту и надписью «ФОТОГРАФИЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАГО МОНАСТЫРЯ». Под гравюрой слева надпись мелким шрифтом «ФАБР.J.ПОКОРНАГО ЛИБАВА.» (фабрика картона и фотографических бланков Иосифа Покорного, основана в 1904 г.).

Варианты надписи на лицевой стороне (по типам):
.  Фот. Серафимо-Дивеева Монастыря – 1880-е – начало 1890-х годов.
.  ФОТОГРАФИЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВА МОНАСТЫРЯ Нижегородской губ. Ардатовского уезда. – 1890-е – начало 1900-х годов.
ФОТОГРАФИЯ  СЕРАФИМОИВЕЕВСКАГО  МОНАСТЫРЯ (надпись в три строки) – после 1904 года.
.  *** ФОТОГРАФИЯ ***  СЕРАФИМОИВЕЕВСКАГО МОНАСТЫРЯ (надпись в две строки) – 1910-е года.

      По размерам автору известно два вида паспарту – малый (около 65х105 мм) и большой (около 110х165 мм).

Сначала приведём изображения двух по-видимому одних из первых монастырских паспарту с сайта russiainphoto.ru. Вот фотография Блаженной Пелагеи Ивановны (Дивеевской) ‒ см. рис.3. Рядом для сравнения литография «Свято-Троицкаго Серафимова-Дивеева Монастыря», сделанная явно с использованием этого фото. Благодаря ей можно уверенно датировать паспарту, т.к. на литографии есть надпись «Дозв. цен. 1885г. февраля 11-го дня».

 

Рис.3

    На втором паспарту (видимо, 1890-х годов) изображена Блаженная Паша Саровская (сравните с цветной литографией 1906 года) ‒ см. рис.4.

 

Рис.4

 

    А вот изображения паспарту из Арзамасского литературного музея им. А.П.Гайдара (изображения и идентификация персоналий – с сайта runivers.ru, размер паспарту не указан) ‒ см. рис.5-9.

Портрет двух девушек в русских национальных костюмах
Рис.5

 

Портрет настоятельницы монастыря (игумения Мария-Елизавета Ушакова)
Рис.6

 

Портрет священника
Рис.7

 

Портрет трех священнослужителей
Рис.8

 

Две монахини
Рис.9

 

      Теперь изображения четырёх паспарту из бывшего музея исторического объединения «Саровская Пустынь» (идентификация персоналий директора музея ИО СП Е.А.Мавлихановой). Ныне они находятся в создаваемой ИО СП совместно с монастырём музейной экспозиции Духовно-научного центра при Свято-Успенском мужском монастыре «Саровская Пустынь» ‒ см. рис.10-13.

«М. игум. Мария (Ушакова) Дивеево» 119х166мм
Рис.10

 

«Вера Леонид. Чичагова (Монахиня Вероника)» 118х165мм
Рис.11

 

«Женя Голубкова (монахиня Евгандия)» 65х117мм
Рис.12

 

«Кузяева, Гоанова и Сырова» 118х163мм
Рис.13

 

     Ну и, наконец, монастырские паспарту из коллекции автора ‒ см. рис.14-17. Особенно интересно паспарту на рис.14 – на обратной стороне есть владельческая надпись с датировкой фото.

(Молодая пара – девушка и юноша)
«Просим принять на память от Н. Н. Косолаповых 21 июня 89г. г.Ардатов» 66х103мм
Рис.14

 

(Портрет священника) 109х160мм
Рис.15

 

(Двое мужчин в костюмах) 108х162мм
Рис.16

 

(Портрет ребёнка) 65х106мм
Рис.17

 

     А в заключение, два паспарту из нового издания Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря «Дивеевская обитель. Альманах №1», 2021. Видимо, они из собрания указанного монастыря (в тексте издания источник не указан) ‒ см. рис.18.

 

Рис.18

 

P.S. Автор готов принять и/или опубликовать в следующих редакциях присланные читателями изображения других дивеевских паспарту.

©В.Н.Ганькин, ИО «Саровская пустынь», 2021

valery.sarov@mail.ru

При написании материала использованы документы с сайтов НЭБ – Национальной электронной библиотеки, runivers.ru и pokrov.pro.

 

Приложение.

    Интересно, а кто же такие Н. Н. Косолаповы из Ардатова, фигурирующие в подписи на обороте паспарту 1889 года? Упоминания этой фамилии нашлись в списках сотрудников Городской земской управы г.Ардатов в справочниках типа Адрес-календарь Нижегородской губернии с 1885 по 1901 года. Вот, например, скан из «Памятной книжки Нижегородской губернии на 1890 год» (НН, 1890) стр.199 – см. рис.19.

Рис.19

 

     Но Косолапова с именем, начинающимся на “Н”, в них нет – только мещане Аким Иванович Косолапов и Иван Иванович Косолапов (братья?), проживающие “За рекой Леметью, в соб. доме”. А искомое имя на букву Н – “Никл. Ив. Косолапов” (сын Ивана Ивановича Косолапова?) появляется только в «Справочной книжке и Адрес-Календаре Нижегородской губернии на 1914 год» (НН, 1914) стр.3. Причём в похожей должности, что и И.И.Косолапов (наследственное?!) – секретарь, только не городской, а Уездной земской управы. А где же Н.И.Косолапов был раньше? Ответ даёт страница 20 того же справочника – см. рис.20. Оказывается, он делал карьеру в одном из крупнейших частных страховых обществ Российской Империи – “Россия” и руководил его отделением в г.Ардатов.

Рис.20

 

    А вот кто такая Н.Косолапова – сестра или супруга (что вероятнее – голова покрыта), пока остаётся загадкой.

К этой записи 5 комментариев

  • Валерий Валерий:

    Алексей Михайлович, думаю надо эту статью надо занести в раздел Филокартия.

  • Валерий Валерий:

    Добавил изображения двух паспарту (рис.3 и 4) с фото Блаженных Пелагеи Дивеевской и Паши Саровской.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Напрашивается современный материал о послушании талантливых послушниц монастыря в области фотографии…

    Есть ОЧЕНЬ интересные фотоальбомы Дивеевского монастыря, сделанные талантливыми послушницами сегодня… 🙂

    1. Валерий Валерий:

      Это не ко мне — век не тот. Может, наш штатный фотограф Ткачёв возьмётся за них.

  • Валерий Валерий:

    Новая вторая редакция. Добавлены изображения ещё двух паспарту 1910-х годов (Рис.18).
    Добавлена цветная литография Паши Саровской.
    Уточнены варианты надписей на паспарту 2-го типа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>