Текст: В.Ф. Кузнецова и А.М. Подурец
Начало маршрута: с. Глухово (Дивеевский р-н)
Окончание: с. Большое Череватово (Дивеевский р-н)
Пройден 6 — 8 мая 2012 г.
Протяжённость вместе с радиальными выходами (19 + 16) =35 км
Руководители: С.Г. Александров, В.Ф. Кузнецова, А.М. Подурец
Участники: 26 человек (14 взрослых и 12 школьников).
Цифрами обозначены: 1 — Ильинский родник; 2 — Ивановский камень; 3 — Урочище Силёво; 4 — Место где растут дубы; 5 — Череватовский вяз
1-й день
Заброска утром автобусом в село Глухово, на его юго-западный конец.
Название села Глухова произошло, вероятнее всего, от имени его владельцев – Глуховых. По стечению обстоятельств, на страницы сохранившихся актов XVI – XVII веков название населенного пункта не попало, зато его владельцы упоминаются: в 1578 году упомянут Пётр Глухов, в 1585 – Пётр и Иван Глуховы. Владения Глуховых, судя по этим документам, граничили с землями деревень Камкина и Лихачей, а также с владениями Г. Страхова [1] (Страхово – первоначальное название села Пузы/Суворова). Так что резонно предполагать, что Глуховы владели той землёй, на которой сейчас и располагается село, то есть, населенный пункт в конце XVI века уже был.
В XIX веке Глухово стало волостным центром с церковью (дата постройки Покровской церкви неизвестна, специалистами оценена как конец XVIII – начало XIX в. [2]), училищем (с 1873 года [3]), становой квартирой [4] (т.е. село было центром полицейско — административного округа), почтовой станцией и ярмаркой. Ярмарка в Глухове называлась ильинской, поскольку проводилась ежегодно в ильин день 20 июля по старому стилю [5].
По церкви село имело второе название – Покровское.
Несомненно, развитию села способствовало расположение его на оживлённой дороге из Арзамаса в Темников. В 1903 году царский кортеж сделал остановку у Глухова на половине своего 6-часового пути из Арзамаса в Саров, изволили пить чай. А в 1907 году Саровский монастырь приобрёл в Глухове дом для устройства своего подворья.
При административной реформе в 1929 году, когда взамен губерний и уездов были учреждены области и районы, Глухово стало районным центром, но ненадолго – в 1931 году райцентр перенесли в Дивеево, и сам район с тех пор стал Дивеевским [6].
Выгрузка из автобуса
Первые метры маршрута
Первый объект маршрута — Ильинский родник (родниковый колодец), расположенный примерно в километре к западу от Глухова на склоне оврага недалеко от трассы Дивеево — Арзамас. Измерили рН (кислотность-щелочность) воды. Вода оказалась слабощелочной, рН=7,12.
Местные жители об Ильинском колодце рассказывают, что он известен давно, и когда-то в нем нашли икону Ильи Пророка, которую перенесли в церковь в Глухове. Каждый год с этой иконой на Ильин день к колодцу ходили местные крестьяне как глуховские, так и пузинские (из села Пузы, ныне Суворово). Вода в роднике считалась святой, исцеляющей от болезней суставов. За колодцем ухаживали, а когда церкви начали закрывать, к колодцу люди стали меньше ходить, и со временем колодец обвалился. В 1990-х годах традиция почитания Ильинского колодца стала восстанавливаться. Усилия местных жителей, пытавшихся расчистить родник, были поддержаны местной администрацией, которая нашла спонсоров, и в августе 2008 г. состоялось освящение Ильинского родника [7].
Ильинский родник
Следующий интересный объект на маршруте — Ивановский камень (так называют его жители Суворова, наверное, потому, что находится он по дороге в село Ивановское). Камень лежит на высоком левом берегу речки Пузы (Пузёнки) в яме. Вокруг разбиты лесопосадки. Место приметное, когда-то оно было взято под охрану местной властью, даже аншлаг сохранился. Вид отсюда открывается необыкновенный, сродни горному.
С этим камнем связаны народные поверья, о которых пишет нижегородский этнограф Д.Ю. Доронин:
«Камень на Каменной горе (в 3 км от с. Суворово): мотив оборотности убитого ребёнка в камень и мотив камня конца света… Под камнем скрыт родник, на месте которого он и вырос, дети ходят слушать – как шумит вода под камнем, и как бьётся его сердце. Также есть предположение о сакральном значении камня, связанным с почитанием расщепленных камней (камней с желобами). Считается, что поперечный желобок на камне – это поясок убитого мальчика. Часть фольклора вокруг этого камня пересекается с мифологией Алатырь-камня» [8].
Панорама от места Ивановского камня
Спуск с крутого берега речки Пузы
Спустившись к речке и перейдя через её сухое русло (чуть выше по течению речки расположен небольшой пруд), мы расположились в роще на обед. После обеда двинулись вдоль неглубокой балки, ведущей на северо-запад. Через 3 — 4 километра рядом с лесопосадками встретился пруд, не обозначенный на наших картах. Это удобное место для лагеря, и мы решили тут заночевать. Вечером часть группы ходила на разведку поискать дорогу на Круглые Паны на завтра.
Пруд и лагерь у пруда
Бабочки махаоны
2-й день
Утром вышли в 845, успели пройти некоторое время до наступления жары. Шли по грунтовой дороге, отдыхали под раскидистым вязом, растущим посреди поля. Круглые Паны решили обойти с юга, не заходя в село. При выходе на асфальтированную дорогу на Елизарьево вынуждены были потерять не меньше часа. Дело в том, что одному юному туристу надоел поход, и он уже вызвал по мобильному телефону родителей, чтобы они его забрали. Пока группа ждала, наиболее прыткие дети (которые больше других гундели, что им тяжело идти) сбегали в магазин, который оказался совсем не близко. Накупили мороженого, это хорошо, очень уж жарко. Взамен мальчика к отряду в Круглых Панах прибился пёс, который сопровождал нас до самого конца маршрута, за что был поставлен на довольствие у походного котла. Когда размышляли, как звать собаку, недолго думая дали ей имя уехавшего мальчика — Валера.
По купам цветущих заброшенных садов узнали урочище Силёво. Одной из целей посещения этого места была информация о том, что на кладбище этого заброшенного ныне села сохраняются чугунные надгробные памятники. К таким памятникам у нас особый интерес, поскольку мы до этого специально изучали чугунные надгробия в селениях рядом с металлургическими заводами в Илёве и Сноведи.
К сожалению, эта информация не подтвердилась, и чугунных памятников в Силёве мы не нашли. Были только железные — литые и кованые — элементы оград, которые ещё можно обнаружить на старом кладбище. Недалеко от кладбища читается место, где стояла церковь. Говорят, что она была деревянной (по воспоминаниям старожилов она еще сохранялась в 60-х годах ХХ века).
Остатки железных оград на заброшенном кладбище в Силёве
Силёво располагалось между Большим Череватовым и Круглыми Панами на речке Силёвке, левом притоке Вичкинзы. По-видимому, название своё речка получила от населённого пункта.
Первое упоминание о селе Силёве, которое удалось найти В.И. Карпушову, относится к 1646 году [9]. Тогда Силёвым владели Кологривовы. Этим землевладельцам, очевидно, обязано названием село Кологреево, находящееся в Ардатовском районе (называвшееся раньше также Кологривово или Кологриво). Кологривовым принадлежало Силёво и 1681-1682 годах [10].
В дальнейшем земля в Силёве многократно переходила от одних владельцев к другим. На межевых картах 1842 года встречаются имена Пожидаевых, М.И. Сычугова, Е.Ф. Прокудиной, Е.А. Труниной [11].
Церковь в Силёве была деревянная, стояла она с 1791 года [3].
В 1931 году в Силёве образовался колхоз, название которого «Сила» рифмовалось с названием села.
Новейшая история населенного пункта стандартна. В 1950 году в ходе укрупнения колхозов Силёвское хозяйство объеденили с колхозом в Круглых Панах, а в 1960 году это укрупнённое хозяйство присоединили к Елизарьевскому. Вся инфраструктура ушла в Елизарьево, и Силёво перестало существовать в 1976 году [12].
Здесь когда-то была церковь
Около речки Силёвки встали биваком на ночевку. Светлого времени у нас было достаточно, поэтому мы постарались хорошенько познакомиться с окружающей местностью. При осмотре поразила рациональность бывшего населения села по использованию атмосферных осадков и талой воды. Район этот крайне безводный, но рельеф овражистый, и этим пользовалось местные жители. Сейчас, ранней весной, пока еще трава не поднялась, очень хорошо заметны рукотворные гидротехнические сооружения по задержанию воды. Много прудов, сооруженных не только на ручьях и оврагах, но и у подножья склонов. При этом со склона по направлению к пруду идет желоб, по которому, по-видимому, талая и атмосферная вода стекала.
Панорама Силёва
Один из прудов в Силёве
Лагерь в Силёве
Ещё одной целью похода были поиски колдовского Череватовского вяза, который стоит между Большим Череватовым и Елизарьевым, и с легендами о котором мы неоднократно сталкивались. Судя по карте, из Силёва до этого вяза километра 2 — 3, и после обеда на его поиски вышла группа из 12-ти человек детей и взрослых. Сразу скажем, что в этот вечер вяза мы не нашли (колдовской же), хотя места здесь довольно открытые, пересекаемые редкими лесополосами. В конце поисков группа разделилась на две, одна часть пошла обратно той же дорогой, другая сделала небольшой полукруг, и дороге набредя на очень живописное место — овражек с аллеей старых дубов. Когда-то здесь был и прудок, но, к сожалению, вода ушла.
Дерево, да не то. Во время поисков вяза
Место, где растут дубы
Весь вечер небо хмурилось, большая туча прошла рядом с нами и уползла на север, меча в землю молнии. Второй день нет дождя, а ведь обещали! Это все потому, что в рюкзаке лежат резиновые сапоги.
Вернулись как раз к ужину. Приятно смотреть, как дети с удовольствием едят простую здоровую пищу. Стас Наумов, наш повар, — молодец! Балует нас. Вот только очень жарко, и постоянно хочется пить, а с водой в этом районе большой напряг. Поэтому вечером после ужина, ставим ведро с водой на огонь и готовим дополнительное питье. Спалось отлично. Находившись, легли все рано, шума в лагере не было. Жаль только, что вяз не нашли. Но на настроение это не повлияло. Так хорошо на душе от окружающей нас природы, от запахов и звуков, и еще от того, что видишь вокруг себя людей, которым также хорошо и интересно в походе. А какой воздух в районе Силёва! Не надышишься.
3-й день
От Силева до Б. Череватова дошли довольно быстро. По дороге встретили пастуха с пастушкой. Они нам подробно рассказали, как найти вяз (они говорят «вязок»). Не доходя до Б. Череватова, мы остановились на юго-восточном его краю, чтобы сделать радиальный выход и еще раз попытаться поискать колдовское дерево, воспользовавшись только что полученной наводкой. Очень жарко, дует ветер. Обгораем на солнце.
Оставив часть людей отдыхать в тени кустов в базовом лагере, с другой частью туристов мы отправились на поиски вязка. Очень интересен глубокий овраг к югу от Череватова, который нам пришлось преодолевать по пути. Этот овраг интересен с геологической точки зрения. Он достаточно глубокий, здесь встречаются огромные глыбы гранита, которые обнажаются на подмываемых водой бортах оврага. На дне в ручье встречается обкатанная галька. Вода в ручье ржавая, встречается сидерит (железная руда). Кое-где на южном склоне оврага еще сохранился снег.
Лисья нора
Валун на дне оврага
Основной приметой, сообщенной нам пастухами были лесопосадки в виде буквы П. Внутри этой П среди молодого леса на фоне темно-зеленой полосы лесопосадок возвышается ажурный купол кроны, сразу видно, крупного дерева. По мере приближения становилось ясно — это то, что мы искали. Дерево надвигалось, увеличивалось в размерах. Ну а когда подошли к нему, сомнения все отпали: старикан, раскидал в стороны свои заскорузлые ветви — ручищи. Крона находится очень высоко, так что формы листьев не видно, но поросль у основания дерева говорит — это вяз. Похоже из-за своей репутации ведьминому дереву по жизни доставалось: ствол поджигали, подрубали, вырезали на нём два креста и еще всякую ерунду. Дерево, как могло, залечивало свои раны, но по всему видно, что состояние его не очень хорошее: много сухих ветвей. (Примечание: через год дерево засохло). Ствол имеет толщину в два человеческих обхвата, где-то на высоте 3 — 4 метров он разделяется на два самостоятельных ствола.
Колдовской вязок
Мы не верим в нечистую силу. Но один турист из нас, опытный человек, неожиданно испытал желание отделиться от группы, ничего никому не сказав. Мы потеряли полчаса на его поиски, возвращались к вязку, но его нигде не было. Вернувшись в лагерь, мы застали его уже там. Он не совсем, кажется, понимал, что произошло и попросил прощения.
Автобус забрал нас из центра Большого Череватова в назначенное время.
Использованы фотографии В.Ф. Кузнецовой, С.В. Муругова, А.М. Подурца
[1] Веселовский С.Б. Арзамасские поместные акты (1578-1618). М., 1915, стр. 2, 16.
[2] http://www.tovrest.ru/Rest18.html)
[3] Пять веков Дивеевской земли. Н.Новгород, 1998.
[4] Пестов М.П. Описание Ардатовского уезда Нижегородской губернии // Нижегородский сборник, т. 2, 1869, 124.
[5] Там же, с. 172.
[6] Административно-территориальное деление и органы власти Нижегородского края – Горьковской области. 1929 – 1979. Горький, 1984.
[7] Чернецова Т. Ильинский родник-возвращенная святыня. // газета «Саровская пустынь» №11, сентябрь 2008 г.
[8] Доронин Д.Ю. Камень, дерево, родник: на стыке культур (малоизвестные объекты природно-культурного наследия в Дивеевском районе).
[9] Карпушов В.И. Елизарьевские страницы. Дивеево – Елизарьево – Арзамас, 2004, стр. 130.
[10] Архив объединения «Саровская пустынь». Фонд Н.А. Артёмова, д. 3, лл. 34-35; д. 5, лл. 150, 161.
[11] Там же, карты №№ 182 и 184.
[12] Карпушов В.И. Дивеевская деревня. Саранск, 1999, стр. 25.
Марин! Нам, наверное, придётся повторить этот маршрут в качестве тренировочного перед очередным Крымом… Может не в этот (2015), а в следующий (2016) год!
Надо «пробить» координаты и описать валуны, на фоне которых так артистично снимается Алексей Михайлович! 🙂
В русле оврага валунов много, это просто один из самых крупных.
Валун валуну рознь! Надо описать крупные, начиная с метрового размера!
Алексей Михайлович! А «валунов много» — это сколько!? 🙂
«Недалеко от кладбища читается место, где стояла церковь. Говорят, что она была деревянной (по воспоминаниям старожилов она еще сохранялась в 60-х годах ХХ века).» — церквей было две. Сгорели обе.